Дипломатичні перспективи вирішення конфлікту на ДонбасіЮ. Якименко, мл. науч. сотр. ФПУ НБУВ

 

 

Ход переговоров об урегулировании ситуации на Донбассе и перспективы Минского процесса
в освещении СМИ

 

Переговоры политических советников лидеров стран «нормандской четверки», состоявшиеся 3 июля в Берлине, вновь актуализировали тему Минских договоренностей и перспектив решения проблемы Донбасса. В переговорах приняли участие заместитель руководителя администрации президента РФ Д. Козак, советник канцлера Германии Я. Хекер, советник президента Франции Э. Бонн и глава Офиса Президента Украины А. Ермак.

Накануне встречи Офис Президента Украины сообщал, что в ее рамках планируется обсуждение прогресса в работе Трехсторонней контактной группы (представители Украины, России и ОБСЕ), состояния выполнения договоренностей саммита в нормандском формате 19 декабря в Париже и перспективы проведения следующей встречи лидеров государств «нормандской четверки» в Берлине.

Наблюдатели подчеркивали, что и А. Ермак, и Д. Козак еще до начала очередных переговоров посещали Германию, где проводили отдельные встречи с Я. Хекером.

По итогам встречи стороны заключили, что для выполнения договоренностей, достигнутых в ходе декабрьского саммита, «нужно приложить максимум усилий». Был также определен ряд задач для работы Трехсторонней контактной группы, призванной ускорить переговорный процесс и создать предпосылки для следующего нормандского саммита в Берлине.

Заседание ТКГ состоялось 8 июля, но, как показали его результаты, также не слишком приблизило стороны к преодолению противоречий в трактовке Минских договоренностей и общем видении путей решения конфликта на Юго-Востоке Украины.

В день переговоров немецкое издание Spiegel сообщило о требовании российской стороны к Украине предоставить до 6 июля на рассмотрение Трехсторонней контактной группе проект изменений в Конституцию Украины, которые должны обеспечить будущий особый статус ОРДЛО в государственной структуре Украины. «В переговорах относительно конфликта на Востоке Украины Москва настойчиво требует быстрого обеспечения нового правового порядка в сепаратистских районах, в Донецке и Луганске», – написало издание, ссылаясь на неофициальный рабочий документ российской делегации, который получил лондонский Dossier Center из российских правительственных кругов (URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/3056612-moskva-trebuet-ot-kieva-vnesti-izmenenia-v-konstituciu-spiegel.html). Согласно документу, Россия также требует от Украины активизировать усилия по имплементации «формулы Штайнмайера», предусматривающей получение Донбассом специального статуса на постоянной основе после проведения там местных выборов и признания их свободными и честными со стороны ОБСЕ.

Комментируя итоги встречи, глава Офиса Президента А. Ермак назвал публикацию фейком, отметив, что «ничего такого на переговорах не было и не обговаривалось, официально этого документа никто не видел». «Может быть, это было психологическое давление, но давить на нас невозможно», – отметил он (URL: https://korrespondent.net/ukraine/politics/4250690-ermak-rasskazal-o-neprostoi-vstreche-v-berlyne).

Признав, что встреча была «непростой», глава ОП подчеркнул, что «Украина сегодня действительно доминирует в переговорах, и у международных партнеров нет сомнений, что Украина настойчиво идет по пути выполнения своих обязательств». Как заявил А. Ермак, «мы никогда не чувствовали настолько сильной поддержки со стороны наших международных партнеров, как на последней встрече в Берлине. Кроме того, сейчас никаких условий, никаких предпосылок для снятия санкций против России нет, речь об этом вообще не идет. Все очень хорошо оценивают усилия Украины».

Он сообщил также о подготовке механизма «реального, а не декларативного обеспечения прекращения огня», ожидаемом утверждении плана по разминированию и продолжении переговоров по обмену пленными. По его мнению, два раунда взаимного освобождения пленных по формуле «все определенные на всех определенных», проведенные после декабрьского саммита в Париже, демонстрируют положительный пример реализации достигнутых договоренностей. Но для дальнейшего прогресса в этом направлении представители Международного комитета Красного Креста должны получить доступ к незаконно удерживаемым в ОРДЛО, Крыму и РФ лицам (URL: https://112.ua/politika/ermak-v-germanii-nazval-usloviya-dlya-sleduyushhego-sammita-normandskoy-chetverki-538161.html).

Также, по словам А. Ермака, в ходе переговоров рассматривалась имплементация «формулы Штайнмайера». «Если формула присутствия и участия представителей территорий, которых предложила Украина, будет работать, это станет мощным шагом для того, чтобы законодательные акты, которые предопределены Минскими договоренностями, начали рассматриваться в Верховной Раде и были вынесены на публичное обсуждение», – заключил он (URL: https://korrespondent.net/ukraine/politics/4250690-ermak-rasskazal-o-neprostoi-vstreche-v-berlyne).

В целом, отмечает А. Ермак, встреча на уровне политических советников в Берлине стала шагом к следующему саммиту «нормандской четверки». На то, что предпосылкой проведения следующего саммита в Берлине является выполнение в полном объеме договоренностей, достигнутых лидерами Украины, Франции, Германии и России в декабре прошлого года в Париже, недавно указывал также посол Франции в Украине. «Когда все договоренности будут выполнены, тогда состоится саммит, а дальше – следующие шаги. Саммит ради саммита – это пустая трата времени», – заявил дипломат, подчеркнув, что не видит для урегулирования конфликта «никаких других возможностей, кроме минского и нормандского формата». В то же время, характеризуя содержание Минских договоренностей, он отметил, что любой дипломатический текст оставляет пространство для интерпретаций. По его словам, необходимо достичь понимания, как именно реализовывать положения договоренностей. «Особенно когда речь идет о выборах, о границе, когда речь доходит до деталей, надо их объяснить и описать. Украина должна получить контроль над границей, но есть вопрос по последовательности шагов и тому подобное», – пояснил он свою позицию (URL: https://daily.rbc.ua/ukr/show/posol-frantsii-eten-de-ponsen-snachala-donbass-1593804487.html).

Сегодня, комментируя ход переговоров по Донбассу, представители российской стороны акцентируют внимание именно на неготовности Украины следовать Минским договоренностям. Российские обозреватели указывали на это еще по итогам декабрьского саммита во Франции. В частности, издание «Коммерсант» отмечало, что на встрече в Париже 9 декабря лидеры «нормандской четверки» «не смогли согласовать дальнейшее урегулирование конфликта в Донбассе»: «…российский и украинский президенты В. Путин и В. Зеленский высказали противоположные позиции по поводу закрепления в Конституции особого статуса для непризнанных ДНР и ЛНР» (URL: https://www.kommersant.ru/doc/4284609).

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) А. Данилов заявил недавно, что договоренности утратили свою эффективность, поскольку со времени их подписания произошло много изменений. Он подчеркнул также, что, требуя внесения изменений в Конституцию, Россия вмешивается во внутренние дела Украины.

О том, что внесение изменений в Конституцию относительно особого статуса Донбасса невозможно ни при каких условиях, ранее заявлял вице-премьер-министр, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий А. Резников. «Принципиально и категорически утверждается, что ни о каких изменениях в Конституцию о включении особого статуса ОРДЛО не может идти речь абсолютно, ни при каких условиях. То есть это свои красные линии, которых сегодня официально делегация Украины, официально Украина придерживается самостоятельно. И это принципиально меняет наше отношение к “Минску” и мы об этом говорим, заявляем. И речи об изменениях такого подхода быть не может», – подчеркнул министр, комментируя однодневный рабочий визит украинских чиновников в Париж 12 июня для проведения консультаций по мирному урегулированию на Донбассе (URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/3044472-nikakih-izmenenij-v-konstituciu-otnositelno-osobogo-statusa-donbassa-byt-ne-mozet-reznikov.html).

Говоря об итогах встречи на уровне советников лидеров стран «нормандской четверки», А. Резников отмечал, что Россия готова пойти на уступки по нескольким вопросам в переговорах по Донбассу. «Есть демонстрируемое представителями Российской Федерации желание найти возможность все-таки сблизить позиции», – акцентировал он, уточнив, что речь идет о вопросах взаимного освобождения удерживаемых лиц, режима прекращения огня, разминирования, строительства новых КПВВ (URL: https://112.ua/ato/reznikov-rasskazal-na-kakie-kompromissy-gotova-poyti-rf-v-peregovorah-po-donbassu-541874.html). В то же время, по его оценке, процесс реинтеграции Донбасса может затянуться на много лет. «Украина должна быть готова к тому, что безопасная реинтеграция – это надолго, – считает министр. – Даже если мы завтра проведем выборы на тех территориях, а это значит, что они будут свободными от оккупационных войск и там не будет незаконных вооруженных формирований, будут развеваться украинские флаги, – эта территория еще долго будет оставаться территорией войны. Как с точки зрения заминирования, так и в ментальности людей» (URL: https://strana.ua/news/278057-reintehratsija-donbassa-zajmet-do-25-let.html).

Говоря о Минских договоренностях, А. Резников отмечает, что Украина прилагала существенные усилия для возобновления практической составляющей Минского процесса – от отвода войск от линии соприкосновения до переформатирования своей делегации в ТГК. Но, по его словам, «прорыв не состоялся, поскольку российские коллеги продолжают нарушать договор о прекращении огня, являющийся наифундаментальнейшим моментом всего Минского процесса». Министр также подчеркивает, что, кроме прагматичного подхода к выполнению Минских договоренностей, западные лидеры должны также пересмотреть роль и функции международных институтов безопасности, принимающих участие в мирном процессе в Украине (URL: https://www.pravda.com.ua/news/2020/07/9/7258787).

Отметим, что с критикой заявлений А. Резникова, касающихся, в том числе, возможности отказа Украины от Минских договоренностей, выступили, в частности, представители ОПЗЖ. В своем обращении к Президенту В. Зеленскому по поводу переговорного процесса по Донбассу они заявили, что переговорщики, назначенные Президентом, делают все, чтобы завести политическое урегулирование конфликта в тупик: «Повторяя риторику партии войны о “сдерживании возрождающейся России”, они подталкивают Украину к началу широкомасштабного открытого конфликта с Российской Федерацией, в который надеются втянуть НАТО и государства Запада» (URL: https://strana.ua/news/277814-opzzh-potrebovala-u-zelenskoho-zanjatsja-nakonets-resheniem-konflikta-na-donbasse.html). В итоге, по мнению ОПЗЖ, нормандский формат оказался под угрозой срыва, а переговоры и встречи не приносят никакого результата.

О том, что «участники встречи не смогли прийти к консенсусу по поправкам в Конституцию Украины с целью закрепления особого статуса Донбасса», заявил по итогам состоявшегося в Берлине мероприятия заместитель руководителя администрации президента РФ Д. Козак. «Сказать, что есть прорыв, не осмелюсь. Сегодня состоялся сложный обстоятельный разговор по всем аспектам урегулирования конфликта в соответствии с Минскими договоренностями. Достаточно времени потребовалось для того, чтобы уяснить позицию Украины в отношении самого комплекса мер и других минских соглашений», – сообщил он (URL: https://112.ua/mir/v-berline-zavershilas-vstrecha-politicheskih-sovetnikov-glav-normandskoy-chetverki-541721.html). По словам Д. Козака, говорить о новом саммите лидеров «нормандской четверки» еще рано, потому что нужно выполнить «большой объем работы» по решениям, принятым в декабре. «Это огромный объем работы, прежде всего со стороны Украины. Это десятки различных законов, которые нужно не только разработать, но и согласовать с Донбассом, а это тоже непросто», – подчеркнул представитель РФ (URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/3056808-rossia-hocet-ctoby-ukraina-soglasovyvala-zakony-so-svoimi-marionetkami-v-ordlo.html).

Что касается заявлений А. Резникова о том, что Минские договоренности больше не отражают реалий Востока Украины, а альтернативой законодательного закрепления особого статуса Донбасса могут считаться итоги проводимой в Украине реформы децентрализации, то, как заявил Д. Козак, «если в ближайшее время это заявление будет подтверждено или не будет опровергнуто теперь уже Премьер-министром или Президентом Украины, то это действительно означает выход Украины из Минских договоренностей, а следовательно, и из минского и нормандского форматов переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе. Это еще и значит, что Президент Украины должен будет дезавуировать свою подпись полугодовой давности под итоговым коммюнике Парижского саммита 9 декабря 2019 г.» (URL: https://korrespondent.net/ukraine/politics/4250661-rf-zhdet-ot-kyeva-raziasnenyi-po-zaiavlenyui-o-mynske).

Отвечая на вопрос, действительно ли российская сторона выдвигала требование Украине представить поправки к Конституции об особом статусе Донбасса к 6 июля, как об этом сообщил Spiegel, Д. Козак заявил: «Не жесткое требование, не ультиматум, а предложение до 6 июля, к ближайшему заседанию контактной группы, представить проект закона о поправках в Конституцию Украины в части децентрализации было основано на информации от самих украинских коллег о том, что такой документ практически готов и к ближайшему заседанию контактной группы должен быть представлен. Без поправок, которые предполагается внести в Конституцию Украины в части децентрализации, невозможно обсуждать находящиеся на столе переговоров в контактной группе проекты законов об особом статусе» (URL: https://strana.ua/news/277706-ukraina-dolzhna-predstavit-proekt-izmenenij-v-konstitutsiju-po-statusu-donbassa-kozak.html).

Представитель России в Трехсторонней контактной группе Б. Грызлов, комментируя итоги ее заседания, заявил, что Украина пытается уйти от предметного обсуждения вопросов, что серьезно тормозит работу группы и создает дополнительный фактор нестабильности между Киевом и Донбассом. «Киев отказался от согласованных ранее договоренностей по составлению списков на обмен в соответствии с четырьмя категориями удерживаемых лиц. Это существенно затормозит процесс обмена и освобождения. При этом Киев заявил отказ от своей собственной представленной ранее инициативы по формату составления списков. Буквально в ходе заседания киевская делегация заявила, что она хочет еще две категории», – сообщил он (URL: https://112.ua/politika/ukraina-otkazalas-ot-dogovorennostey-po-obmenu-uderzhivaemyh-lic-gryzlov-542267.html). «Единственный способ разрешения внутриукраинского конфликта – это четкое, полное и последовательное выполнение обязательств Киева и Донбасса по Минским договоренностям. А это возможно сделать только в режиме прямого диалога по всем аспектам политического урегулирования между органами власти Киева, Донецка и Луганска», – считает Б. Грызлов (URL: https://112.ua/politika/gryzlov-upreknul-ukrainu-v-popytkah-uyti-ot-predmetnogo-obsuzhdeniya-542266.html).

В свою очередь глава МИД РФ С. Лавров заявил, что, хотя встреча советников лидеров стран нормандского формата в Берлине была продуктивной, Украина на последовавшем затем заседании Трехсторонней контактной группы отказалась от достигнутых договоренностей. «Был достигнут ряд договоренностей – и в том, что касается очередной фазы обмена удерживаемыми лицами, и в том, что касается… достижения договоренности в контактной группе о вопросах безопасности, включая согласование текстов приказов, которые должны быть приняты воюющими сторонами – Киевом, Донецком и Луганском – с подробным изложением тех действий, которые будут этими приказами запрещены», – сообщил
С. Лавров. Также, по его словам, было согласовано «представление Украиной своего видения документа, который будет содержать поправки в Конституцию для целей отражения особого статуса районов Донбасса в полном соответствии с Минскими договоренностями». «По всем этим трем направлениям было достигнуто понимание, эти понимания должны были быть формализованы в решениях контактной группы, которая на днях закончилась. По всем этим трем договоренностям украинская делегация в Минске дезавуировала все то, что было согласовано в Берлине», – заявил глава МИД РФ. По его словам, администрация Президента Украины не может внести «концептуальную ясность, как она относится к тем действиям, которые нужно предпринять, выполняя Минские договоренности» (URL: https://korrespondent.net/ukraine/4250555-lavrov-kyev-perecherknul-berlynskye-dohovorennosty).

«…Выход Украины из минского комплекса мер очевидно не понравится ни Берлину, ни Парижу, ни Москве… Для выработки какого-либо альтернативного документа необходим будет диалог с представителями самопровозглашенных республик. А тот же Киев… отказывается от этого диалога. Таким образом, получается какой-то замкнутый круг», – комментирует ситуацию пресс-секретарь президента России Д. Песков (URL: https://www.pravda.com.ua/rus/news/2020/07/12/7259080).

Одновременно с критикой позиции Украины по вопросам, связанным с выполнением Минских договоренностей, представители российской власти подчеркивают свою заинтересованность в мирном урегулировании конфликта на Донбассе и отрицают намерения включить неподконтрольные Украине территории в состав РФ. Напомним, 5 июля бывший «премьер-министр ДНР» А. Бородай высказал мнение, что непризнанные республики войдут в состав России в ближайшем будущем. Позже первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Г. Онищенко также заявил, что неподконтрольные Украине районы Донбасса фактически находятся в составе России. Комментируя подобные заявления, пресс-секретарь президента России Д. Песков заявил, что ему не известно о планах включить эти территории в состав РФ. Заместитель главы администрации президента России Д. Козак, отреагировав на заявление А. Бородая, подчеркнул, что «это мнение исключительно авторов этих заявлений. На государственном уровне вопросы в такой постановке, даже в первом приближении, никогда не обсуждались. Мы не теряем надежду на мирное политическое урегулирование конфликта. Мы в этом кровно заинтересованы». Д. Козак отметил также, что замороженный конфликт на Донбассе «не в интересах России» (https://112.ua/obshchestvo/kozak-zayavil-chto-zamorozhennyy-konflikt-na-donbasse-ne-v-interesah-rf-542277.html).

Таким образом, можно констатировать, что переговорный процесс продолжается. В то же время наблюдатели отмечают, что имплементация Минских договоренностей в существующих военно-политических реалиях в регионе и мире требует компромиссных решений.

 

Якименко Ю. Хід переговорів про врегулювання ситуації на Донбасі і перспективи Мінського процесу в освітленні ЗМІ [Електронний ресурс] / Ю. Якименко// Україна: події, факти, коментарі. – 2020. – № 12. – С. 27–33. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2020/ukr12.pdf. – Назва з екрану.