Результати візиту української делегація в БерлінО. Ворошилов, ст. науч. сотр. «СІАЗ» НБУВ

Визит украинской делегации в Берлин в оценках политиков и экспертов

 

Обозреватели СМИ констатируют, что Минский процесс зашел в очередной тупик. Попытки Украины изменить комплекс мер по исполнению Минских договоренностей не нашли поддержки со стороны Российской Федерации. Пока в онлайн-режиме минского формата стороны не могут прийти к общему знаменателю и обвиняют друг друга в срыве переговоров – в альтернативную площадку дипломатической коммуникации превратился Берлин.

После неожиданного визита заместителя руководителя администрации Президента РФ Д. Козака в Германию состоялся визит украинской делегации в составе главы МИД Д. Кулебы, министра реинтеграции А. Резникова, главы Офиса Президента А. Ермака и его заместителя И. Жовквы, министра обороны А. Тарана и советника Президента Р. Демченко в Берлин 2 июня.

В данном контексте стоит отметить, что впервые за время развязанной Россией войны на Востоке Украины сразу четверо высокопоставленных украинских чиновника посещают ключевого посредника в урегулировании конфликта на Донбассе – Германию.

Директор Фонда общественной дипломатии А. Найчукв этой связи подчеркивает, что в Германии обеспокоены возможностью окончательного провала Минских договоренностей и выхода сторон из переговорного процесса. А. Меркель выступала одним из вдохновителей плана примирения и обеспечения мира, а значит, ее провал может негативно отобразиться на рейтингах канцлера внутри страны. Кроме того, это последняя каденция А. Меркель – и она стремится выйти победителем из украинского кейса, оставив после себя хорошее наследие. Тем более с июля и до конца года Германия будет председательствовать в ЕС и выработка новых модальностей прагматических отношений с Российской Федерации в экономической сфере, на ближневосточном векторе и в гуманитарных вопросах входит в сферу интересов официального Берлина.

Кроме того, немецкая сторона ожидает от Украины конкретизации «формулы Зеленского». По всей видимости, считает А. Найчук, ни в Киеве, ни в Берлине нет структурированного понимания относительно того, как убедить Российскую Федерацию пойти на уступки и внести предложенные украинской стороной коррективы в Минские договоренности. Сначала граница, потом выборы – несомненно, такой сценарий понятен и выгоден национальным интересам Украины, но механизмы его реализации до сих пор непонятны (URL: http://civildiplomat.com/ru/publications/minskij-process-v-berline-o-chem-budut-govorit-kuleba-i-ermak-s-nemeckimi-partnerami).

Что же касается Украины, то, по словам А. Ермака, ее «категорически не устраивает медлительность продвижения вперед в минском формате», что процесс обмена удерживаемыми людьми затормозился, что на Донбассе продолжают гибнуть люди: с 19 декабря 2019 г. по 29 мая 2020 г. зафиксировано более 1,5 тыс. обстрелов со стороны боевиков, погибли 33 украинских военных, 235 были ранены.

В ходе визита стороны обсудили прекращение огня на Донбассе, разминирование территорий на востоке страны и открытие новых пунктов пропуска на линии разграничения. Германия также заявила о том, что поддерживает Украину в стремлении интенсифицировать Минский процесс для прекращения боевых действий и ждет продолжения переговоров в нормандском формате.

В ходе состоявшейся в Берлине пресс-конференции глав дипломатий Украины и Германии стоит выделить следующие моменты:

1. Донбасс

По урегулированию конфликта на Донбассе – это главный вопрос визита – было договорено ускорить реализацию того, что было согласовано в Париже в декабре лидерами «нормандской четверки».

Немецкий министр подчеркнул важность режима тишины, то есть прекращение обстрелов на Донбассе. Это одно из ключевых требований Украины к России и поддерживаемых ею боевиков. Д. Кулеба сказал, что Украина хочет мира на Донбассе, но чтобы такой мир не привел «к пересечению красных линий». «Украина готова к компромиссам, но не пойдет на пересечение “красных линий”», – отметил украинский министр, пояснив, что такими «красными линиями» является национальная безопасность, суверенитет и территориальная целостность Украины.

2. Крым

Обычно тема Крыма в публичном пространстве украинских визитов не занимает значительного места. Но в Берлине о Крыме говорили не меньше, чем о Донбассе. Это тренд последнего времени – чтобы Крым был виднее на внешнеполитических радарах. «Крым должен оставаться в повестке дня», – сказал Д. Кулеба.

Также по итогам визита Д. Кулеба отметил, что захваченный в 2014 г. армией России Крым «возвращен в повестку дня переговоров».

3. ЕС и НАТО

Что касается ЕС, то время визита в Берлин переоценить трудно – как раз с 1 июля Германия начинает председательствовать в совете ЕС и будет председательствовать целое второе полугодие.

Что касается НАТО, то после встречи с министром обороны Германии А. Крамп-Карренбауэр Д. Кулеба сказал, что обсудили тему предоставления Украине статуса участника Программы расширенных возможностей НАТО. «Я поднял вопрос участия Украины в Программе расширенных возможностей НАТО. Мы рассчитываем на поддержку Германии в этом вопросе. Это очень важно не только для Украины, но мы убеждены также, что это важно и для укрепления способности Альянса в целом», – отметил
Д. Кулеба. Он добавил, что такого же мнения придерживается большинство стран-членов НАТО. «Мы работаем над тем, чтобы достичь консенсуса, потому что решение об участии Украины в Программе расширенных возможностей НАТО является консенсусным», – пояснил дипломат (URL: https://www.radiosvoboda.org/a/30648611.html).

О первых результатах визита украинской делегации в столицу Германии информировал глава МИД Д. Кулеба. «Мы подтвердили ключевые позиции о недопустимости прямого диалога с представителями «ДНР» и «ЛНР». Мы в ТКГ разговариваем с Россией. Рассказали о нашем видении по границе и, знаете, на картах конкретно пальцем показали, где и что происходит, чтобы наши коллеги понимали, что с той стороны нам противостоят российские командиры, а не так называемые донецкие или луганские», – отметил министр.

Союзникам также рассказали, как РФ отправляет на минские встречи «представителей ДНР/ЛНР» с российскими паспортами. По словам главы МИД, 99 % времени разговор шел о Донбассе (URL: https://news.liga.net/politics/news/kuleba-o-vizite-v-berlin-paltsem-na-karte-pokazali-chto-proishodit-na-donbasse).

Касательно цели визита Д. Кулеба написал в соцсети: на повестке дня деоккупация ОРДЛО и Крыма; предоставление Украине статуса участника Программы расширенных возможностей НАТО, европейская интеграция Украины во время председательства Германии в Совете ЕС во втором полугодии 2020 г. ...То есть первый и ключевой позитив: речь не только о «Минске». Очень важно, что в терминах «деоккупации» упомянут и Крым, и вместе с ОРДЛО – это то, чего раньше Украина на таком уровне никогда не заявляла.

«Программу расширенных возможностей НАТО еще называют “членством в Альянсе без членства”, то есть это уже о полной совместимости стандартов и подходов. Кстати, здесь речь идет о получении Украиной статуса в НАТО, который уже имеет, например, Грузия (тоже постсоветская, тоже с оккупированными Россией территориями). Почему не для Украины? И еще важно, что эта тема обсуждалась в пакете с тем же исполнением Минских договоренностей, то есть это весомая демонстрация намерений как для Украины, так и для Германии» (URL: https://www.ukrinform.ua/rubric-polytics/3038187-peremovini-v-berlini-anturaz-nadihae-podrobici-za-lastunkami.html).

По словам Д. Кулебы, самое ценное, что дал визит в Берлин украинской делегации, так это личный контакт и откровенный разговор о позиции сторон. «Как неоднократно отмечали немецкие собеседники, мы были первой иностранной делегацией, которую приняли в Берлине после начала пандемии коронавируса. Это мощный сигнал со стороны Германии», – написал он.

Дипломат отметил, что визита «такого уровня» между Украиной и Германией давно не было. «Самое ценное, что он дал – это личный контакт и откровенный, подробный разговор о позиции сторон. Критически важно максимально точно понимать друг друга, прежде чем вступать в переговоры с россиянами», – заявил Д. Кулеба. По его словам, во время встречи в Берлине украинская сторона смогла «четко донести немецким партнерам нашу позицию» (URL: https://gordonua.com/ukr/news/politics/-pershi-v-berlini-pislja-pochatku-pandemiji-kuleba-prokomentuvav-vizit-ukrajinskoji-delegatsiji-u-frn-1502817.html).

П. Климкин, дипломат, министр иностранных дел Украины в 2014–2019 гг.со своей стороны отмечает: «Две принципиальные задачи визита украинского “десанта” в Берлин – восстановление доверия и общая координация.

Во-первых, этот визит запоздалый. Его нужно было сделать минимум в сентябре – октябре прошлого года. По возможности таким же составом.

Во-вторых, этот состав я бы не называл делегацией или командой. Это – своеобразный десант. Есть разное отношение среди наших партнеров к должностным лицам, которые занимаются проблематикой Донбасса. И то, что они поехали в Берлин вместе, это важно.

В-третьих, на сегодня нет прорывных результатов этого визита. Он был рабочий.

Что касается атмосферы переговоров министров иностранных дел – нормально. Обсуждалось разное: и Донбасс, и взаимодействие с Германией в контексте их полугодового председательства в ЕС, и взаимодействие с НАТО, и т. д. Общий контекст всего этого увидим в ближайшее время. Есть определенные отзывы наших немецких партнеров. И эти отзывы – смешанные» (URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/3039805-posle-berlina-kakovy-sejcas-na-samom-dele-pozicia-i-perspektivy-ukrainy.html).

«С точки зрения переговоров, которые у нас были раньше по Нормандии, это, действительно, беспрецедентно. Обычно, ранее происходили контакты между представителями лидеров стран, например, в формате четырех, где согласовывали документы, повестку дня и т. п. Но чтобы такие визиты...» – комментирует политолог В. Фесенко. Ничего подобного он вспомнить не может. Ни во времена П. Порошенко, ни сейчас.

«На мой взгляд, это положительная тенденция. И очень хорошо, что глава ОПУ А. Ермак учитывает критику, которая неоднократно звучала в его адрес, что он, мол, не приобщает к переговорам профессиональных дипломатов, монополизировал переговорный процесс, переведя его в закрытый режим. – говорит В. Фесенко. – И такой подход к переговорам – более содержательный и более мощный. И по любому вопросу. К примеру, разведение войск и прекращение огня – пожалуйста, министр обороны, расскажите нашим немецким друзьям в чем проблема. Или есть проблема с тем, что в Минске мы что-то предлагаем, но нас не хотят слушать – вот, господин Резников, проинформируйте, что там и как». По мнению политолога, это усиливает статус делегации не только в официальном плане, но и в содержательном.

Но есть и другой важный момент. Такая серьезная делегация едет в Берлин для того, чтобы обсуждать дальнейшие сценарии. «Процесс, как видим, зашел в очередной тупик. Но Президент Зеленский не хочет с этим мириться. По некоторой информации, немцы хотят получить от Украины понимание того, какими могут быть альтернативные варианты, если не удастся договориться в ближайшие месяцы о реализации “Минска” в классическом варианте», – отмечает эксперт.

Что касается прогнозов, то, говорит В. Фесенко, он не питал и не питает чрезмерных надежд услышать по факту берлинского визита каких-то сенсационных идей и выводов. «Их не будет. Даже если о чем-то и договорятся, то вряд ли это выдадут на публику», – убеждает он. И подчеркивает, что главная цель этого визита – подготовка к возможному Берлинскому саммиту лидеров «нормандской четверки», который, скорее всего, состоится не раньше осени.

«Как прогнозировалось, ничего сенсационного. Впрочем, несколько моментов все же отмечу. Во-первых, украинская сторона должна детально объяснить немцам (с конкретными фактами, цифрами, материалами), почему не удается выполнять “парижские договоренности”. А, во-вторых, обсудить сценарий дальнейших действий. Безусловно, никто раскрывать сейчас подробности сценария не захочет. Здесь, как правило, ведется кулуарная работа. И только после этого можно заявлять о каких-то решениях», – утверждает В. Фесенко.

В общем, говорит политолог, речь идет о политических сигналах. Мол, над проведением саммита «нормандской четверки» в Берлине работают, никто от него не отказывается. «В этом заинтересована и Германия, так как они будут хозяевами. И для них важно, чтобы все прошло результативно, – отмечает эксперт. – Но подтвердилось и ожидания, что в ближайшее время саммит вряд ли произойдет. Формально – из-за эпидемии коронавируса. Сейчас, как правило, все подобные форумы откладывают на осень. Пока без даты, но в течение ближайших месяцев все же попытаются частично выйти на определенное выполнение “Парижа”. Удастся или нет – увидим». По мнению В. Фесенко, для Германии важно провести этот саммит в 2020 г. еще и потому, что она будет председательствовать в Евросоюзе во второй половине года. Ей нужны результаты. И прекращение войны на Востоке Украины – один из приоритетов (URL: https://www.ukrinform.ua/rubric-polytics/3038187-peremovini-v-berlini-anturaz-nadihae-podrobici-za-lastunkami.html).

Визит украинской делегации в Германию был своевременным по нескольким причинам, считает политолог В. Мартынюк, руководитель международных программ Центра глобалистики «Стратегия XXI».
«Во-первых, период карантина привел к паузе во внешнеполитических контактах, а визит в Берлин стал сигналом немецкому руководству о намерениях Украины развивать украинско-немецкое сотрудничество. Во-вторых, необходимо было “нейтрализовать” визит Козака в ФРГ: донести украинскую позицию; отреагировать на то, что Козак наговорил в Берлине; подтвердить готовность к продолжению переговоров по прекращению войны; закрепить поддержку немецкой стороны. В-третьих, во второй половине этого года Германия будет председательствовать в Совете ЕС. Этот этап важен для Украины, учитывая определение будущего функционирования “Восточного партнерства” после 2020 г., информирование немецкого руководства о ходе процесса европейской интеграции Украины, и опять же получение поддержки Берлина в этом измерении. Совместная поездка Кулебы и Ермака должна была продемонстрировать согласованные действия президентской и правительственной ветвей власти. Участие в визите вице-премьер-министра, министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Резникова и министра обороны Тарана указало, что ключевым была безопасность Украины, прекращение российской агрессии и укрепление украинской обороноспособности.

Из негатива стоит отметить невысокий информационный уровень внимания немецкой стороны к этому визиту. Например, на сайте Министерства обороны ФРГ не было сообщения о нем, хотя  госпожа министр встречалась с украинской делегацией» (URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/3039805-posle-berlina-kakovy-sejcas-na-samom-dele-pozicia-i-perspektivy-ukrainy.html).

М. Золкина, политический аналитик Фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучеривадобавляет, что, хотя этот визит не касался исключительно российско-украинских отношений и Донбасса, тем не менее, «это была принципиально важная цель: прозондировать почву и понять, что наше предложение по реформе ТКГ находит поддержку у немцев. Потому что в такой ситуации можно, во-первых, лоббировать эту идею, а во-вторых, показать и надеяться, что западный мир поймет: Украина готова идти на здоровые компромиссы. Это было очень важно!

Что еще важно... Из средне- и долгосрочных целей – это, конечно, вопрос Крыма, за последние несколько лет практически сведенный на нет. И в информационном, и в дипломатическом полях. Да, церемониально иногда об этом упоминали на международных площадках, но чтобы предметно – нет. Поэтому то, что министр иностранных дел Украины поднял этот вопрос, более того, предложил искать возможности какого-либо формата для обсуждения деоккупации полуострова – это важный сигнал Берлину. Понятно, что РФ будет сопротивляться и еще очень долго не будет воспринимать эту инициативу, но чем чаще мы будем выходить с предложениями что-то сделать, тем легче это будет организовать.

Наконец, следует отметить, что сейчас украинский МИД набрал политический вес. Кто причастен к этой “кухне” – те видят это и понимают. МИД, как и положено, выполняет координационную роль и “нормандского”, и “минского” треков. В общем, наша позиция сегодня выглядит более понятной, более сформированной и более адекватной. И это хорошо!» (URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/3039805-posle-berlina-kakovy-sejcas-na-samom-dele-pozicia-i-perspektivy-ukrainy.html).

Политолог И. Рейтерович акцентирует внимание на том, что «продолжается политика на усиление дипломатической составляющей, политика на расширение как количественного, так и качественного состава делегации, что должно подтвердить один простой тезис: Украина к переговорам готова, но есть одна страна, которая постоянно их срывает, которая нивелирует все те усилия, которые мы делаем в контексте “Минска”, и эта страна – Российская Федерация. Но насколько долго удастся играть в такую игру – вопрос. Однако здесь, повторюсь, больше позитива, чем негатива. По крайней мере, это не нас обвиняют в срыве каких-то договоренностей. Кроме, конечно, РФ, на которую мы особо не обращаем внимания. Важнее для нас позиция тандема “Париж – Берлин”» (URL: https://www.ukrinform.ua/rubric-polytics/3038187-peremovini-v-berlini-anturaz-nadihae-podrobici-za-lastunkami.html).

Впрочем, политолог О. Жданов отмечает, что при существующих раскладах на переговорных площадках рассчитывать на продвижение не стоит. «Я не думаю, что господин Ермак может гарантировать, что нормандский саммит точно состоится. Д. Трамп не может собрать G7. Но, какие бы вопросы не поднимались на саммите, они не решат ситуации. В таких условиях, которые существуют, мы не сможем достичь компромисса ни по одному вопросу. Единственный вопрос, который как-то движется, – это обмен незаконно удерживаемых граждан. Но и там не могут согласовать окончательную формулу. Каждый раз мы видим “всех на всех” и это повторяется», – отметил О. Жданов.

Он добавил, что страны «нормандской четверки» могут сдвинуться с мертвой точки только в вопросе обмена пленными. «Это происходит потому, что Россия в этом формате выступает миротворцем, а не стороной конфликта, который происходит в Украине. Для того чтобы изменить это понимание, надо сделать официальное обращение в ООН о том, что у нас вооруженный конфликт с РФ. Можно, кстати, и с помощью обращения Верховной Рады, чтобы было более весомей. Нужно признать факт войны официально», – пояснил эксперт (URL: https://ru.slovoidilo.ua/2020/06/05/mnenie/politika/normandskij-sammit-kakoe-domashnee-zadanie-dolzhna-vypolnit-ukraina).

В свою очередь политолог М. Басараб, сокоординатор «Движения сопротивления капитуляции»отмечает: «К сожалению, действующая украинская власть продолжает двигаться в парадигме буквального выполнения “Минска”. Это системная и базовая проблема украинских переговорщиков. Как сегодняшних, так и при Порошенко. Реализация тупиковых Минских договоренностей не представляется возможной. Потому что приведет к масштабным потрясениям на территории всей Украины, эхо которых почувствует также и вся Европа. Минские договоренности – это путь не к миру, а к еще большей войне, потому что они противоречат национальным интересам, здравому смыслу и настроениям абсолютного большинства украинцев» (URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/3039805-posle-berlina-kakovy-sejcas-na-samom-dele-pozicia-i-perspektivy-ukrainy.html).

В целом же визит украинской делегации в Берлин оценивается положительно, хотя и обращается внимание на тот факт, что каких-либо внятных пояснений, каковы же итоги переговоров, озвучено не было. На итоговой пресс-конференции глав МИД Германии и Украины Х. Мааса и
Д. Кулебы прозвучали лишь общие дежурные фразы о необходимости выполнения того, о чем договорились в декабре в Париже.

Некоторые эксперты высказывают предположение, что «ходоки» пытались уговорить А. Меркель организовать новую встречу в нормандском формате – это было бы весьма кстати для В. Зеленского в преддверии осенних местных выборов.

После визита в Берлин Д. Кулеба и А. Ермак планировали совместный визит в Париж. Однако глава Министерства иностранных дел Украины во Францию не поехал. Д. Кулеба объяснил это отсутствием в Париже министра иностранных дел Франции Ж.-И. Ле Дриана и призвал сторонников всякого рода конспирологических измышлений сохранять здравый смысл (URL: https://www.eurointegration.com.ua/news/2020/06/16/7111159).

В пресс-службе Офиса Президента Украины сообщили, что глава офиса А. Ермак на встрече с внешнеполитическим советником президента Франции Э. Бонном в Париже рассказал об усилиях Украины по интенсификации Минского переговорного процесса. «Украина делает все возможное для полной имплементации парижских соглашений, которое открыло бы возможность для проведения саммита лидеров государств “нормандской четверки” в Берлине. Мы высоко ценим усилия по посредничеству Франции и Германии как наших партнеров в нормандском формате. Сегодня усиление нашей координации является очень важным», – заявил А. Ермак.

Кроме того, А. Ермак и Э. Бонн подробно обсудили состояние выполнения договоренностей декабрьского парижского саммита в нормандском формате в контексте подготовки к следующей встрече в Берлине и согласились с необходимостью скорейшего ее проведения. Стороны также обсудили возможность встречи внешнеполитических советников лидеров стран «нормандской четверки» в ближайшие недели, а также подготовку предстоящего визита президента Франции Э. Макрона в Украину, который может состояться до конца этого года.

Таким образом, можно отметить, что работа на внешнеполитическом поле продолжается. Не совсем внятные, по мнению некоторых наблюдателей, результаты визитов украинской делегации в Берлин и Париж объясняются сложностью проблемы, которая, как показывает история подобных ситуаций, не имеет простых решений.

 

Ворошилов О. Візит української делегації до Берліна в оцінках політиків та експертів [Електронний ресурс] / О. Ворошилов // Україна: події, факти, коментарі. – 2020. – № 11. – С. 20–28. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2020/ukr11.pdf. – Назва з екрану.