Православна церква України: причини непорозуміньО. Ворошилов, ст. науч. сотр. «СІАЗ» НБУВ

Ситуация в ПЦУ: раскол или «особое мнение одного из епископов»?

 

Украинские церкви 15 декабря 2018 г. объединились в единую Православную церковь Украины, ее возглавил митрополит Епифаний. Представители УПЦ МП преимущественно отказались признать ее, но отдельные приходы переходят в ПЦУ. В Стамбуле 5 января 2019 г. был подписан Томос об автокефалии Православной церкви Украины, 6 января патриарх Варфоломей передал его Епифанию.

Следует отметить, что со времени создания ПЦУ между ее предстоятелем митрополитом Епифанием и его бывшим наставником, экс-предстоятелем УПЦ КП Филаретом возникло противостояние за влияние в церкви, ведь почетный патриарх не доволен символическим статусом и пытается получить решающее влияние на жизнь церкви.

В частности, бывший глава УПЦ КП и нынешний почетный патриарх ПЦУ Филарет обвинил главу церкви митрополита Епифания в отказе от договоренностей, достигнутых во время Объединительного собора 15 декабря. По словам Филарета, сегодня в Украинской православной церкви происходит «разделение, двоевластие, и это может привести к печальным последствиям».

По словам Филарета, на соборе вроде бы достигли договоренности о том, что руководить новосозданной церковью в Украине будет он, а за рубежом ее представлять митрополит Епифаний. Однако этого не произошло.

Далее Филарет сделал несколько громких заявлений. Например, сказал, что Киевский патриархат до сих пор существует. И что Епифаний ведет себя так, как будто «он – предстоятель, а я – никто».

Широкое публичное освещение этот скандал получил накануне празднования в честь священномученика Макария. Филарет разослал приглашения на совместную встречу почти всем епископам ПЦУ, кроме предстоятеля ПЦУ Епифания. Более того, они были напечатаны на бланках Киевского патриархата и подписаны «патриархом Киевским и Всея Руси-Украины» Филаретом.

Собеседники ВВС в окружении Епифания рассказали, что там это восприняли как попытку показательного выступления и анализа поддержки Филарета со стороны архиереев церкви. И это, якобы, один из этапов на пути к революционным событиям в церкви – собранию поместного собора, на котором Филарет якобы стремится формально восстановить Киевский патриархат, вернуть устав и синод УПЦ КП, а сам он должен руководить церковью как патриарх.

Тогда Министерство культуры опубликовало специальное заявление, в котором напомнило, что деятельность в Украине такого религиозного объединения, как Украинская православная церковь Киевского патриархата, была приостановлена 15 декабря 2018 г.

Впрочем, из более 60 только четверо епископов откликнулись на приглашение Филарета.

Сам же он во время проповеди во Владимирском соборе заявил: «Будем и дальше бороться за единую поместную православную церковь, независимую ни от Москвы, ни от Константинополя».

Также почетный патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет допускает раскол православия в Украине. Он продолжает настаивать, что Киевский патриархат до сих пор существует. В частности, в комментарии ТСН Филарет заявил, что «ликвидировать Киевский патриархат может тот, кто его создал». «Он (Киевский патриархат. – Прим. авт.) есть. Его не нужно возвращать. Он существует. Есть патриарх? Если есть патриарх, значит, есть и патриархат. Потому возвращать его не нужно. Он есть и должен быть... И будет патриархат. Причем не только будет непризнанным. Придет время, когда будет признан», – сказал Филарет.

Почетный патриарх также пожаловался, что предстоятель Православной церкви Украины Епифаний избегает его. «Нарушается то, о чем мы договорились и что принял архиерейский собор. Пошли по пути неправды. Он должен сотрудничать со мной как с патриархом. А он за чнтыре или пять месяцев ни разу со мной не служил. Мы разговаривали четыре или пять раз за пять месяцев – разве это общение? Из-за того, что общения нет, церковь разделилась», – заявил он.

Назвал Филарет и три условия Томоса об автокефалии, предоставленного Вселенским патриархатом для Православной церкви Украины, которые, по его мнению, выполнять никак нельзя, поскольку продолжает вестись борьба за уничтожение Киевского патриархата как такового.

Филарет заявил, что не будет выполнять следующие условия Томоса:

– переход иностранных приходов бывшей УПЦ Киевского патриархата в состав Вселенского патриархата;

– отказ от запрета варить миро (миро теперь поставляется из Константинополя, и это – символ подчинения);

– отказ от решения конфликтных ситуаций внутреннего характера исключительно по согласованию с Вселенским патриархатом.

Он делает вывод, что «Томос ставит церковь почти в такую же зависимость от Константинополя, как та, в которой находится УПЦ МП от Москвы». «Эти пункты отбирают у нас права автокефальной церкви. По названию мы автокефальная, а на самом деле зависимая от Константинопольского патриархата церковь. Мы не отказываемся от Томоса. Но и не будем выполнять этих трех условий, записанных в Томосе», – отметил Филарет.

Филарет также заявил, что если бы Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь знали содержание текста Томоса, то не согласились бы на него: «Мы на соборе не знали его содержание. Узнали уже после объединения. Если бы мы знали содержание этого Томоса, то не согласились бы на такой Томос».

Со своей стороны предстоятель Православной церкви Украины митрополит Епифаний заявил, что раскола в ПЦУ, о котором говорил почетный патриарх Филарет, нет и не будет. «Каждый иерарх имеет определенные мысли, но мы должны совместно строить будущее в единой Поместной украинской православной церкви», – сказал он в Мариуполе, передает пресс-служба митрополии.

Митрополит отметил, что в ПЦУ высоко почитают Филарета, однако трудно согласиться с его последними публичными заявлениями. По его словам, на нынешнем этапе ПЦУ прежде всего нужно двигаться вперед и развивать будущее. «Верим в то, что в дальнейшем будем двигаться вперед и развивать нашу церковь и идти к признанию нас со стороны других поместных церквей. Перед нами стоит много задач, которые должны воплощать в жизнь как признанная церковь», – отметил митрополит.

Он подчеркнул, что сейчас фактически и юридически в Украине не существует таких структур, как Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. «Потому что мы объединились, и эти прежние структуры вошли в единую церковь, выполнив свою историческую миссию. Все стремились к признанию украинской церкви, и мы смогли получить синодальный томос, который навеки утверждает тот факт, что мы являемся единственной поместной православной церковью», – заключил он.

Митрополит Епифаний в интервью BBC News Украина вновь заявил, что никакого раскола в ПЦУ нет. «У нас есть в общей сложности 65 архиереев, которые практически все сошлись в едином мнении, что мы как Православная церковь Украины в дальнейшем должны утверждать свой автокефальный статус, быть в единстве и пытаться получить признание со стороны других православных церквей», – сказал он, комментируя ситуацию.

К Филарету он готов прислушаться, но его «ультиматумы» воспринимает как унижение.

24 мая состоялось заседание священного синода. На нем стороны обсудили ситуацию, которая сложилась в ПЦУ, и заявления, которые звучали в течение последних недель. Но Филарет продолжил настаивать на том, что Киевский патриархат еще существует и его не сняли с регистрации. Впоследствии предстоятель Православной церкви Украины митрополит Епифаний издал указ, согласно которому документы от имени религиозного объединения «Украинская православная церковь Киевского патриархата», выданные после 30 января 2019 г., являются недействительными.

Члены синода ПЦУ поддержали предстоятеля церкви митрополита Епифания. «Православная церковь Украины сохраняет внутреннее единство и призывает епископат, духовенство и верующих все вопросы, которые возникают, обсуждать и решать в духе завещанной Господом нашим Иисусом Христом братской любви, избегая разжигания вражды, противостояния и разделения. Синод также выразил полную поддержку предстоятелю Блаженнейшему Епифанию, митрополиту Киевскому и всея Украины», – говорится в заявлении ПЦУ по итогам заседания.

После завершения синода к журналистам вышел митрополит Епифаний.

На уточняющий вопрос BBC News Украина о том, все ли выразили ему поддержку, Епифаний сказал: «Все были единодушны, кроме патриарха Филарета».

Позже свою позицию озвучил журналистам и сам Филарет: «Состоявшийся синод был направлен на уничтожение Киевского патриархата». Он полностью раскритиковал принятые решения, а Епифания заподозрил в том, что тот поддался влиянию «антиукраинских, московских сил». «Они влияют на предстоятеля и поэтому принимаются такие негативные решения», – сказал Филарет.

Он в очередной раз заявил, что выступает за единую Украинскую православную церковь, но «не поддерживает то, что написано в Томосе».

Впрочем, несмотря на почти единодушную поддержку синодом Епифания, отмечают эксперты, в рядах ПЦУ есть значительная часть иерархов, которые в целом положительно воспринимают идеи Филарета, однако пока опасаются заявлять об этом в открытую.

«Столь низкая публичная поддержка Филарета епископами ПЦУ не является автоматически поддержкой Епифания. Иерархи ПЦУ ориентированы больше не на Епифания, а на Константинополь, они хотят иметь право дальше ездить в Грецию, на Афон, иметь признание хотя бы Варфоломея. Точно так же и Филарета поддерживает не только его окружение. Есть много архиереев, которые выступают за расширение прав ПЦУ, не хотят быть вассально зависимыми от Константинополя», – считает политолог Р. Бортник.

Сам же Вселенский патриарх Варфоломей в ходе недавней встречи с украинскими представителями СМИ в Стамбуле впервые прокомментировал «раскол» в ПЦУ и скандальные заявления Филарета. В частности, в Константинополе отметили, что всегда беспокоились из-за религиозной ситуации украинского народа. Там пояснили, что недавнее предоставление ПЦУ Томоса об автокефалии не связано с политикой или геополитикой, а Украина получила свободу от внешнего влияния, особенно от Российского государства.

«Что касается Филарета, то его восстановили в епископском достоинстве как бывшего митрополита Киевского. Так называемый Киевский патриархат не существует и никогда не существовал», – заявил Варфоломей.

Также Вселенский патриарх подтвердил приверженность Константинополя новоизбранному главе ПЦУ митрополиту Епифанию. «Мы исповедуем, что теперь, после предоставления автокефалии, это ответственность главного епископа Православной церкви Украины Епифания управлять исторической церковью, укреплять единство украинского народа, исповедуя христианские ценности, основанные на Евангелии», – подытожил Варфоломей.

По данным источников BBC, Вселенский патриархат однозначно поддерживает Епифания и не исключает применения санкций в случае воплощения сценария восстановления Киевского патриархата, о котором заявил почетный патриарх ПЦУ Филарет.

Те архиереи или духовенство, которые могут последовать за Филаретом, якобы рискуют стать для Константинополя раскольниками и окажутся в неканоническом статусе.

Несмотря на угрозу санкций патриарх Филарет вновь «перешел в наступление» – отправил под запрет киевского священника, ректора Киевской православной богословской академии А. Трофимлюка. Запрет на священническое служение стал ответом на переход Покровского прихода, где служил отец Александр, из подчинения правящему архиерею патриарху Филарету в прямое подчинение митрополиту Киевскому Епифанию.

Дело в том, что прихожане Свято-Покровского собора (пока что находятся под эгидой Киевского патриархата) решили присоединиться к ПЦУ, но этот вопрос еще не рассмотрели, и протоирей де-юре находится в подчинении у почетного патриарха Филарета. В ответ на указ А. Трофимлюк заявил, что после создания Православной церкви Украины деятельность УПЦ Киевского патриархата была прекращена путем присоединения к ПЦУ. «В соответствии с этим как клирик Украинской православной церкви (Православной церкви Украины) любые распоряжения, опубликованные от имени УПЦ КП, считаю недействительными», – написал он в социальных сетях.

Официально же претензии патриарха Филарета к митрополиту Киевскому связаны с тем, что священник не может просто перейти к другому епископу, не получив отпускной грамоты у прежнего «работодателя».

В Facebook 1 июня епископ ПЦУ А. Кулик-Богдан заявил, что такие действия почетного патриарха разрушают единство ПЦУ. По его мнению, Филарет стремился обмануть Вселенского патриарха и участников Объединительного собора ПЦУ, «что якобы выберут предстоятеля одного, а по факту предстоятелем должен был остаться он (Филарет), а обманули его».

«Филарет уже объявил себя вне УПЦ/ПЦУ, он уже объявил свой обновленный/реанимированный/активированный “УПЦ КПˮ, и он не подчиняется решениям синода УПЦ/ПЦУ, а если будет архиерейский собор УПЦ/ПЦУ, то и его решению он, опять же, не подчинится, если оно будет противоречить его видению и убеждению», – пишет епископ.

Как подчеркнул А. Кулик-Богдан, Филарет «де-факто уже отделился от УПЦ/ПЦУ и четко работает над созданием своей юрисдикции, которую он назовет “УПЦ КПˮ».

Епископ назвал почетного патриарха «профессиональным раскольником и бунтарем, который не справился с собственными пороками властолюбия и гордыни, не прислушался к голосу соборного разума церкви, путем раскола и разрушения УПЦ/ПЦУ, ради удовлетворения своих властных амбиций».

В целом же стоит отметить, что ныне информационная активность в данном вопросе значительно выше, чем реальная. Ситуация складывается довольно странная: есть ПЦУ, действующая на территории Украины, и УПЦ КП, действующая в Киеве. Причем руководство ПЦУ как будто не препятствует главе Киевской епархии реализовывать свой проект Киевского патриархата в отдельно взятом городе, отговариваясь «особым мнением одного из епископов».

О мотивах и стремлениях патриарха Филарета говорилось много, но большинство сходится во мнении, что бывший патриарх никак не смирится с утерей власти, профессионального раскольника и борца за «свою церковь» не останавливает тот факт, что цель достигнута, и он продолжает за нее сражаться.

Впрочем, как отмечают источники и в ПЦУ, и в украинской власти, возможный выход Филарета из церкви, несмотря на скандал, может даже поспособствовать признанию ПЦУ другими церквями – ведь некоторых из них смущает именно фигура Филарета.

P.S.

Согласно результатам опроса Киевского международного института социологии, проведенного с 12 по 18 мая 2019 г., более 36 % опрошенных украинцев считают, что избранный главой Православной церкви Украины митрополит Епифаний является лучшей кандидатурой на эту должность. Больше всего его поддерживают на Западе, Юге и в Центре Украины.

Вместе с тем 15,5 % опрошенных считают, что главой ПЦУ надо было бы выбрать почетного патриарха Филарета, а 45,8 % не смогли определиться с ответом.

Что касается мнения отдельных конфессий, то в Православной церкви кандидатуру митрополита Епифания считают лучшей 47,7 % опрошенных, в УПЦ МП и Православной церкви (без конфессии) – по 18 %, в Греко-католической церкви – 51,4 %, среди атеистов – 17 4 %.

Филарета соответственно поддерживают 16,3 % в ПЦУ, 21,5% – в УПЦ МП, 13,2 % – в православной церкви (без конфессии), 10,1 % – в Греко-католической церкви, 11,1 % – среди атеистов.

Что касается отношения к отдельным церковным деятелям, то 42,3 % опрошенных украинцев положительно относятся к Епифанию, 39,1 % – нейтрально, 5 % – отрицательно.

К почетному патриарху Филарету положительно относятся 44,1 % респондентов, 35,1 % – нейтрально, 8,2 % – отрицательно.

     

Ворошилов О. Ситуація в ПЦУ: розкол чи «особлива думка одного з єпископів»? [Електронний ресурс] / О. Ворошилов // Україна: події, факти, коментарі. – 2019. – № 11. – С. 59–65. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2019/ukr11.pdf. – Назва з екрану.