Запуск ринку електричної енергії: аргументи «за» і «проти» А. Рябоконь, мл. науч. сотр. «СІАЗ» НБУВ

 

 

 

Новый рынок электроэнергии с 1 июля?

Дискуссии в органах власти, представителей и экспертов
в энергетической отрасли

 

До предполагаемого запуска нового оптового рынка электрической энергии, намеченного на 1 июля, осталось менее месяца. Однако в ключевом вопросе по поводу готовности всех сторон будущего рынка к новым условиям деятельности пока нет единого мнения. Учитывая нешуточные страсти по поводу либо своевременного внедрения, либо переноса даты начала работы нового рынка, развернувшиеся в последнее время в СМИ, 31 мая Президент В. Зеленский созвал заседание обновленного СНБО. Впрочем, даже после заседания СНБО вопрос остается открытым.

По словам секретаря СНБО А. Данилюка, большинство участников заседания СНБО сошлись на том, что введение в действие закона о запуске рынка электроэнергии надо отложить. А. Данилюк отметил, что главный вопрос заключается в том, насколько отложить введение этого закона. «Но также была и позиция, что надо готовиться к тому, что он все же будет введен. И здесь не последнюю роль сейчас играет способность Верховной Рады рассмотреть изменения к этому закону, который отсрочит введение рынка электроэнергии. Сейчас этот вопрос является открытым и окончательную позицию будет формировать Кабинет Министров», – сказал А. Данилюк.

По его словам, на совещании звучало много аргументов в пользу отсрочки введения рынка электроэнергии, в частности, что не готова система расчетов, что может произойти скачок цен на нее. «Но была и другая позиція: Рада проголосовала за закон, он вступает в силу с 1 июля, и все органы государственной власти и регуляторы должны были к этому подготовиться. Получается так, что регуляторы подчеркивают, что мы готовы это делать, а участники рынка и парламентарии усматривают риски. Сейчас была позиция Президента в следующем: еще раз соберитесь и сформируйте единую позицию. То есть мы дадим определенное время найти компромисс, если нет, то это будет сделано на площадке СНБО, – отметил он. – Окончательным решением было дать 10 дней – на самом деле две недели – для того, чтобы все участники совещания, Кабинет Министров, те проблемы, которые были определены как приоритетные, предложил решение и внедрил их. То, что не может быть сделано Кабинетом Министров и требует позиции СНБО, площадки СНБО, полномочий СНБО, те вопросы будут вынесены на отдельное заседание СНБО, посвященное энергетической теме, которое может пройти через две недели».

Ранее Служба безопасности Украины предупредила о рисках дестабилизации Объединенной энергетической системы Украины из-за неготовности энергетической отрасли государства к полномасштабному введению новой модели рынка электроэнергии. Соответствующее письмо было направлено и. о. главы СБУ И. Бакановым спикеру Верховной Рады Украины и Премьер-министру Украины накануне рассмотрения законопроектов о внесении изменений в закон о рынке электрической энергии.

Отметим, что одним из главных вызовов для нового рынка электроэнергии является низкий уровень конкуренции на рынке генерации, который при отсутствии механизмов защиты определенных категорий потребителей может вылиться для них в ценовой шок. Помимо высокой концентрации немаловажными проблемами также является: ненадлежащее качество коммерческого учета потребления электроэнергии, отсутствие ряда необходимых нормативно-правовых актов, а в некоторых случаях и наличие противоречий в законодательстве. На этом фоне проблематичным стороны считают и отсутствие единого центра контроля за мероприятиями по подготовке к внедрению новой модели рынка и ненадлежащий уровень коммуникации между всеми его участниками.

В НЭК «Укрэнерго» уверены: система не может быть на 100 % готова к корректной работе с 1 июля. Так, по мнению главы компании В. Ковальчука, наряду с высоким уровнем концентрации на рынке генерации двух крупнейших производителей электроэнергии (НАЭК «Энергоатом» и «ДТЭК», чья суммарная доля составляет порядка 80 %) проблематичным является и отсутствие из-за нормативно-правовых ограничений возможности обеспечить в общей структуре производства долю импорта на надлежащем уровне – в 10 %.

Чтобы предотвратить значительный рост стоимости электроэнергии Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, (НКРЭКУ) работает над введением предельных цен (price cap) для каждого сегмента рынка.

Однако, по мнению В. Ковальчука, price cap не является гарантией защиты потребителей, поскольку данный механизм направлен не на развитие конкуренции, а на предотвращение возможных резких движений крупнейших генерирующих компаний. «Мы четко понимаем, что если будет price cap на уровне средневзвешенной цены генерации или даже на уровне ОРЦ, то наибольшие участники рынка получат техническую возможность (не говорю, что они ею воспользуются) ставить свою цену под обозначенный максимум этого price cap. Например, в случае с “Энергоатомомˮ эта цена может быть в 2,5 раза больше их текущей цены реализации», – заявил он в ходе круглого стола в агентстве «Интерфакс-Украина».

Это, по мнению В. Ковальчука, в условиях отсутствия возможности для госкомпании работать на рынке двухсторонних договоров, может привести к росту средневзвешенной цены для небытовых потребителей приблизительно на 25 %.

В случае, если путем возложения специальных обязательств на «Энергоатом» будет сохранена действующая цена на электроэнергию для населения, то для небытовых потребителей она может возрасти на 12–15 %. В конечном итоге за это все равно заплатит население, которое получит рост стоимости различных видов товаров и услуг. Такие результаты внедрения рынка будут противоречить основной его цели – снижению цены предложения, подчеркивает глава «Укрэнерго».

В то же время он акцентирует внимание на том, что технически низкий уровень конкуренции на рынке не мешает внедрению его новой модели. Реальная угроза в настоящее время – отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность поставщиков вспомогательных услуг. Проблемой будет также качество данных коммерческого учета, ненадлежащий уровень которого приводит к расчетным небалансам, за которые также заплатят потребители.

Нерешенным остается и вопрос противоречий в законодательстве. Так, например, согласно закону о рынке электроэнергии, «Укрэнерго» должно быть собственником системы передачи (условие, необходимое для сертификации компании как оператора системы), что противоречит закону о приватизации и закону об управлении государственным имуществом, в которых четко указано, что ни одна организация не может быть собственником системы. При этом глава НЭК сомневается, что такие значительные противоречия, которые не были урегулированы в течение двух лет, могут быть устранены за оставшиеся полтора месяца.

Комментируя непосредственно готовность самой компании к запуску нового рынка, В. Ковальчук отметил, что «Укрэнерго», со своей стороны, успеет обеспечить выполнение с 1 июля всех закрепленных за ним функций. «Технически, с точки зрения работы программного обеспечения, я абсолютно уверен, что наша компания будет готова обеспечить выполнение закрепленных за ней функций… Но будет ли корректно работать рынок? Я абсолютно в этом не уверен», – заявил он, добавив, что, по его мнению, новая модель так или иначе будет запущена с 1 июля, поскольку Верховная Рада вероятнее всего просто не успеет своевременно принять решение о его переносе.

Однако другого мнения придерживаются основные держатели мощностей генерации. В энергохолдинге «ДТЭК» не видят необходимости переносить дату запуска рынка. Уровень готовности нормативно-правовой базы там оценивают в 98 % – 39 из 44 основных актов уже приняты, остальные находятся на финальной стадии. Кроме того, позитивно оценивают в энергохолдинге и техническую готовность участников, которые в тестовом режиме продают более 70 % объема потребления электроэнергии в стране.

Что касается уровня концентрации, то в компании не усматривают возможность каких-либо критических проблем и утверждают, что запуск нового оптового рынка будет способствовать развитию конкурентных механизмов. «Когда речь идет о двух больших игроках, нужно учитывать загруженность их мощностей. Тепловая генерация на сегодняшний день работает на 36 % от своих технических возможностей. В условиях нового рынка начнется борьба между компаниями за повышение уровня своей загруженности выше нынешнего. Мы будем стараться конкурировать с тем же “Энергоатомомˮ, который закрывает базу. Нам тоже нужно в ней работать. Кроме того, необходимо учитывать, что помимо “Энергоатомаˮ на рынке есть еще “Центрэнергоˮ и “Донбассэнергоˮ», – отметил гендиректор компании «ДТЭК Трейдинг» В. Бутенко.

В «ДТЭК» заверяют, что открытие импорта электроэнергии через Бурштынский остров будет способствовать развитию конкуренции. Еще более важное значение будет иметь планируемая на 2023 г. интеграция энергосистемы Украины с энергосистемой Европы, которая позволит обеспечить присутствие европейских энергогенерирующих компаний на всей территории Украины.

Говоря о цене электроэнергии для потребителей, в энергохолдинге отмечают, что готовы работать с механизмом ограничения регулятором цен на новых сегментах ради их своевременного запуска и во избежание скачков. «В безопасном режиме рынок уже может быть запущен, пусть и с какими-то ограничениями, которые создают необходимый уровень комфорта и уверенности в том, что не произойдет каких-то критических проблем и ошибок», – считает В. Бутенко.

В свою очередь, «Энергоатом», который, возможно, как никто другой, ожидает запуска новой модели в надежде получить адекватную цену за генерируемую им электроэнергию и платежеспособных трейдеров, со своей стороны готов на себя взять решение вопроса с компенсацией низкой цены на электроэнергию для населения. «Мы готовы участвовать в удержании цен для населения на том уровне, который действует в нынешнем рынке. По нашему мнению, новый рынок не должен привести к росту стоимости для населения и значительному росту для промышленности», – заявил гендиректор компании «Энергоатом Трейдинг» С. Бедин.

Следует отметить, что Министерство энергетики и угольной промышленности в рамках планов по возложению на «Энергоатом» специальных обязательств предлагает Кабинету Министров установить цену на отпуск компанией электроэнергии поставщикам универсальных услуг, осуществляющих поставки населению, на уровне 0,75 грн/кВт∙ч, что на 31,6 % выше нынешней цены реализации (0,57 грн/кВт∙ч).

По словам С. Бедина, запуск новой модели позволит компании за счет выхода на более высокую стоимость энергоресурса увеличить инвестиции в ряд долгосрочных проектов, реализуемых «Энергоатомом», в частности в строительство Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ), продление сроков эксплуатации действующих блоков, а также строительство новых. «НАЭК “Энергоатомˮ полностью поддерживает введение новой модели рынка с 1 июля в защищенном режиме так, чтобы не пострадал ни потребитель, ни производитель. Но запускать рынок надо», – отметил С. Бедин, добавив, что регулятор должен своевременно внести необходимые изменения в нормативно-правовые акты.

Впрочем, позицию представителей генерации не разделяют бывшие облэнерго, которые с января 2019 г. прошли анбандлинг, разделившись на операторов системы распределения и поставщиков. При этом в условиях подготовки к запуску оптового рынка (до момента внедрения «Укрэнерго» платформы Датахаб) на них были возложены функции администратора коммерческого учета.

Так, по словам директора департамента энергосбытовой политики ООО «Укрэнергоконсалтинг» (представляет интересы «Львовоблэнерго» и «Прикарпатьеоблэнерго») Н. Костышеной, главной проблемой для распределительных компаний является отсутствие инструментов для надлежащего учета. «Фактически за два года было провалено развитие заложенной в законе концепции развития рынка услуг коммерческого учета… В настоящее время у нас нет соответствующих инструментов и мы делаем все в Exel “на коленкеˮ», – сказала она.

В частности, ребром стоит вопрос об учете потребления небытовых потребителей, которые в настоящее время не имеют систем почасового учета электроэнергии. В настоящее время для учета потребления таких потребителей разрабатывается соответствующая методика, но то, насколько она будет отработана до 1 июля, по мнению Н. Костышеной, остается под вопросом.

Кроме того, по ее мнению, значительной проблемой также является вопрос возможности обеспечения поставщиками универсальных услуг (ПУУ) финансовых гарантий. «ПУУ обязаны поставлять электроэнергию населению, бюджетным организациям, водоканалам, теплокоммунэнерго и получать оплату за нее по факту. Сформировать те финансовые гарантии, которые им насчитают, (это будут сотни миллионов гривен) они фактически не смогут. С учетом того, что эти поставщики были созданы в конце 2018 г., они, согласно требованиям НБУ, из-за отсутствия кредитной истории не имеют права обратиться за кредитом. Для этого им необходимо иметь хотя бы год кредитной истории. А через год у них уже будет столько долгов, что вопрос получения кредита будет таким же проблематичным», – подчеркнула Н. Костышена.

Член НКРЭКУ Д. Коваленко отметил, что имеется существенный прогресс за последние недели в тестировании платформ балансирующего рынка, а также рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка. Он также сообщил, что, по прогнозам регулятора, рост розничной цены на электроэнергию для небытовых потребителей после открытия рынка не должен превысить 10 %.

Вместе с тем председатель Совета оптового рынка электроэнергии А. Сагура сообщил, что около половины членов совета на сегодня выступает за перенос запуска рынка и около половины – против (преимущественно производители электроэнергии). По его мнению, при текущей ситуации с подготовкой нормативной базы и ПО для нового рынка его запуск целесообразно перенести как минимум до 1 апреля 2020 г. Он также напомнил, что после открытия розничного рынка с 1 января текущего года месячная оптовая цена электроэнергии постоянно пересчитывается из-за отсутствия полных корректных данных об объемах потребления по потребителям.

Директор госпредприятия «Энергорынок» Ю. Гнатюк напомнил, что на сегодня не определен источник компенсации гарантированным покупателем разницы между рыночной ценой электроэнергии и ценой, по которой он будет обязан выкупать «дорогую» электроэнергию у производителей из возобновляемых источников энергии. Помимо этого, не принят закон о реструктуризации задолженности в оптовом рынке, превысившей 35 млрд грн. Ю. Гнатюк также напомнил, что «Энергорынок» является стороной контракта о параллельной работе энергосистем Украины и России, и в случае его ликвидации с 1 июля (которая предусмотрена законом) этот контракт должен быть перезаключен какой-либо другой структурой.

Заместитель директора по коммерции АО «Укргидроэнерго» А. Никитин обратил внимание на невозможность начала работы с 1 июля рынка двусторонних договоров (между производителями и крупными потребителями, поставщиками) из-за отсутствия нормативной базы, в результате чего вся электроэнергия будет торговаться поначалу на рынке «на сутки вперед», который предполагает более высокую, чем по долгосрочным договорам, цену.

Нет единого мнения по поводу необходимости своевременного запуска нового рынка электроэнергии и среди отечественных и зарубежных экспертов. Во Всеукраинской энергетической ассамблее (ВЭА) считают, что перенос запуска новой модели оптового рынка электроэнергии будет означать полный и категорический отказ от реформы энергорынка. «Перенос даты внедрения второго этапа (на первом этапе, с 1 января 2019 г., был либерализован розничный рынок электроэнергии) недопустим в связи с тем, что, во-первых, отложенная реформа нивелирует саму идею реформы, во-вторых, перенос на три месяца (до 1 октября) ставит под угрозу надежное прохождение осенне-зимнего максимума 2019–2020 гг. Многолетний опыт нам подсказывает, что перед каждым осенне-зимним максимумом у страны появляется много разных сложностей, которые необходимо урегулировать», – говорится в открытом обращении ВЭА к правительству, парламенту и Президенту Украины за подписью ее главы, экс-министра топлива и энергетики И. Плачкова.

После либерализации оптового рынка Украине следует сосредоточиться на скорейшей интеграции украинской энергосистемы с европейской (ENTSO-E), что позволит в первую очередь нарастить экспортный потенциал и сбалансировать тарифную политику за счет возможного импорта, считают в ВЭА. По мнению экспертов, эту задачу возможно выполнить лишь в условиях полноценного конкурентного рынка электроэнергии.

В то же время представительство Европейского Союза и представительство Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в Украине рекомендуют перенести намеченное на 1 июля введение новой модели оптового рынка электроэнергии на определенное время. «Представительство Европейского Союза и представительство Европейского инвестиционного банка в Украине рекомендуют отложить введение нового рынка электрической энергии на ограниченный период времени из-за того, что важные регуляторные нормы и IT-системы еще не готовы. По этой причине запуск нового рынка с 1 июля может привести к его неправильному функционированию, следовательно, быть контрпродуктивным относительно интересов украинских потребителей и участников рынка», – указано в совместном заявлении.

В представительствах ЕС и ЕИБ также считают, что в нынешнем политическом контексте будет сложнее обеспечить управление этой реформой или вмешаться с целью устранения недостатков в случае такой необходимости. «Мы убеждены, что реформа, предусмотренная Законом Украины “О рынке электрической энергииˮ принесет выгоду украинским потребителям благодаря введению прозрачности, улучшению эффективности функционирования рынка и привлечению инвестиций. Мы продолжаем поддерживать усилия власти и участников рынка во внедрении этой важной реформы», – подытоживается в заявлении.

Однако Европейская ассоциация угля и лигнита EURACOAL приветствует запуск либерализованного рынка электроэнергии в Украине с 1 июля в качестве важного шага в развитии страны. Об этом говорится в письме на имя вице-премьера В. Кистиона, главы НКРЭКУ О. Кривенко, спикера Верховной Рады А. Парубия за подписью главы EURACOAL
Б. Рикетса. «Чтобы избежать кумовства или государственного вмешательства, которое приносит пользу немногим за счет многих, требуется приверженность принципам свободного рынка в модели рынка электроэнергии. Украина начинает реформу рынка электроэнергии и следует примеру большинства других европейских стран, которые реализовали Третий энергетический пакет ЕС», – отмечается в документе.

При этом свободный рынок должен быть открыт для многих игроков, в том числе импортеров и экспортеров, отмечают в EURACOAL. Ассоциация предостерегает украинских чиновников от ошибок, полагая, что защиту беднейших слоев населения следует организовывать при помощи соответствующей социальной политики (а не возлагать эти функции на энергокомпании). Поддержка возобновляемых источников энергии должна быть прозрачной, чтобы потребители знали о ее стоимости, считают в EURACOAL. «Самое главное – конкурентный рынок, который должным образом отражает истинную стоимость электроэнергии, создает условия для инвестиций в новые электростанции и другую энергетическую инфраструктур», – подчеркивается в письме Б. Рикетса.

Ассоциация потребителей энергетики и коммунальных услуг, возглавляемая советником Президента Украины В. Зеленского А. Герусом, призывает на год-два перенести запуск нового рынка с целью обеспечения возможности для формирования надлежащего уровня конкуренции и технической готовности рынка.

Там также выражают опасения относительно роста стоимости на электроэнергию в том числе и из-за высокого уровня неурегулированных долгов на рынке. «Очевидно, что более всего в этой ситуации пострадают мелкие потребители, школы, больницы, детсады, водоканалы, государственные шахты, коммунальные предприятия, малый и средний бизнес, которые получат наивысшую цену электроэнергии», – заявили в организации.

Органы власти Украины, хотя и имеют разные взгляды на ярко обозначившуюся проблему запуска нового рынка электроэнергии, пытаются найти конструктивное решение. Член парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Л. Пидлисецкий недавно заявил о завершении разработки комитетом законопроекта о переносе запуска рынка на 1 апреля 2020 г. Однако, по его мнению, эту инициативу в парламент должно вносить правительство или, по крайней мере, оно должно обратиться с ней к депутатам, что позволит ускорить процедуру рассмотрения документа.

При этом он уверен, что все участники рынка вряд ли успеют завершить все необходимое для того, чтобы 1 июля рынок стартовал без сбоев. Кабинет Министров должен взвесить все риски и преимущества своевременного запуска нового оптового рынка электроэнергии и определиться с необходимостью его переноса, отметил Л. Пидлисецкий.

Премьер-министр Украины В. Гройсман 31 мая заявил, что Кабинет Министров на следующем заседании примет все необходимые решения для запуска рынка электроэнергии с 1 июля. «Все те предприятия, государственные компании, которые имеют к этому отношение (рынку электроэнергии), сегодня абсолютно поняли, что они должны это сделать, и это будет сделано… Регулятор полностью подготовил нормативную базу. Мы… примем два-три вопроса, и вся нормативная база будет принята. Думаю, введение будет вовремя», – сказал он.

По словам В. Гройсмана, важным является то, чтобы при запуске рынка не повысилась цена на электроэнергию для населения. «Тут закон нам дает возможность ограничить цену, и мы это сделаем», – добавил он. Кроме того, Премьер отметил, что также не должна существенно расти цена для промышленности, а для этого, по его мнению, нужны соответствующие решения правительства и регулятора. «Если мы примем эти решения и они начнут работать, я не вижу проблем, чтобы запустить», – констатировал
В. Гройсман (При написании статьи использовалась информация таких источников: Сайт Кабинета Министров Украины (https://www.kmu.gov.ua); Сайт Министерства топлива и угольной промышленности Украины (http://mpe.kmu.gov.ua); Энергореформа (http://reform.energy); Лига.net (http://www.liga.net); Энергетика Украины (http://uaenergy.com.ua); Интерфакс-Украина (http://interfax.com.ua); Бизнес-Цензор (https://biz.censor.net.ua); UBR (http://ubr.ua); Украинские новости (https://ukranews.com); РБК-Украина (https://www.rbc.ua).

 

Рябоконь О. Новий ринок електроенергії з 1 липня? Дискусії в органах влади, представників і експертів в енергетичній галузі [Електронний ресурс] / О. Рябоконь // Україна: події, факти, коментарі. – 2019. – № 11. – С. 46–54. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2019/ukr11.pdf. – Назва з екрану.