Заборона експорту російських вуглеводнів в Україну: причини та прогнозиА. Рябоконь, мл. науч. сотр. «СІАЗ» НБУВ 

Торговые санкции РФ в отношении экспорта товаров ТЭК в Украину (оценка ситуации экспертами отрасли и СМИ)

 

18 апреля правительство России объявило о введении торговых санкций против Украины в ответ на ограничения Киева по импорту российских товаров, введенных несколько ранее. Под запрет российского экспорта в Украину попали нефть, ряд нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов. В документе, утвержденном решением российского правительства, оговаривается, что поставка бензинов, дизтоплива, пропанов, бутанов и прочих сжиженных газов с 1 июня будет возможна при наличии разрешения российского правительства.

При этом постановление устанавливает полный запрет на поставку в Украину нефти и нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, а также этилена, пропилена, бутилена, бутадиена, нефтяного вазелина, парафина, нефтяного кокса, нефтяного битума, битумных смесей на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол, этана, бутана, изобутана, бензола, толуола и ксилола.

Кроме того, с отдельным разрешением можно будет поставлять в Украину каменный уголь, а также брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива из каменного угля.

Отметим, что ранее, 10 апреля, Кабинет Министров Украины расширил список товаров, запрещенных к ввозу из России, включив в него, в частности, стеклотару, формалин, аппаратуру для устройств железнодорожной автоматики и т. д.

Российский премьер-министр Д. Медведев, комментируя эту ситуацию, заявил: «Несколько дней назад Кабинет Министров Украины предпринял очередной недружественный шаг в отношении нашей страны, расширил список запрещенных для импорта на территорию Украины российских товаров. В этих условиях мы вынуждены свои интересы защищать и принять ответные меры… Устанавливается запрет на экспорт на Украину российской нефти и нефтепродуктов… Мы расширяем запрет на ввоз в Россию отдельных видов товаров, эта мера коснется украинской продукции машиностроения, легкой промышленности, металлообработки, стоимость которой за прошлый год составила почти 250 млн долл.».

В свою очередь Премьер-министр Украины В. Гройсман заявил о том, что правительство Украины найдет решение для того, чтобы минимизировать потери из-за введенного запрета Россией на экспорт в Украину нефти и нефтепродуктов. «У нас рынок достаточно диверсифицированный, но понятно, что мы пока еще зависимы, например, от Беларуси. Но мы найдем решение для того, чтобы ситуация была с минимальными потерями. Это не простое задание, но мы найдем решение», – сказал В. Гройсман.

Очевидно, что из всего этого перечня наиболее критичны для Украины уголь, бензин, дизельное топливо и сжиженный газ. Сырой нефти в Украине перерабатывается предельно мало, и ее потребление вполне закрывается собственной добычей.

Оспорить это решение российских властей в международных инстанциях будет сложно. «Какие меры могут предпринять власти? Украина, будучи членом ВТО, может оспорить шаги российской стороны в Органе по разрешению споров организации. Однако в свете решения по недавнему делу DS512: “Россия – меры в отношении транзитаˮ новый спор не представляется перспективным», – заявила адвокат, руководитель практики международной торговли ЮФ «Ильяшев и Партнеры» А. Омельченко. Дело в том, что в транзитном деле было доказано существование длящейся «чрезвычайной ситуации в международных отношениях» между Украиной и РФ. Этот факт позволил РФ сослаться на исключение по соображениям безопасности и доказать правомерность своих мер. Весьма вероятно, что Россия сможет обосновать и новые ограничения тем же исключением. В определенном смысле упомянутое решение «развязывает руки» сторонам во взаимном применении торговых ограничений. Теперь Украина может правомерно расширить свои ответные меры».

Можно вспомнить и то, что РФ уже второй раз вводит запрет на экспорт российской нефти и нефтепродуктов в Украину. Впервые такое решение было принято в сентябре 2015 г. Тогда Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) ограничила поставки дизельного топлива. Прокачки возобновились только в мае 2016 г., при этом Москва подчеркивала, что поставки идут исключительно для гражданских целей и не предназначены для нужд украинской армии. 8 февраля 2017 г. прокачка вновь была приостановлена из-за перезаключения экспортных контрактов, это продлилось до начала марта.

Запрет правительства РФ на экспорт нефти в Украину и ограничение поставок нефтепродуктов в нашу страну может привести к коллапсу в украинской экономике и подорвать национальную безопасность, говорится в сообщении принадлежащей И. Коломойскому компании «Укртатнафта». Компания также отмечает, что подтверждает свои намерения и возможности стабилизировать ситуацию на украинском рынке путем увеличения переработки нефтяного сырья каспийских месторождений и обеспечить страну нефтепродуктами в полном объеме.

«Укртатнафта» также обратила внимание госорганов Украины на необходимость немедленной разработки и внедрения комплекса мер «по устранению налоговых и других преференций», которые распространяются на поставки нефтепродуктов из РФ. «При этом содействие отечественным нефтеперерабатывающим предприятиям в наращивании собственного производства станет залогом обеспечения потребностей экономики государства в топливе и диверсификации поставок нефтепродуктов», – говорится в сообщении.

Напомним, что в апреле 2018 г. компания «Укртатнафта» (собственник Кременчугского НПЗ) выдвигала идею законодательно ограничить поставки топлива из России и Беларуси. Суть предложения заключалась в том, чтобы установить для российского и белорусского топлива постепенно уменьшающуюся суммарную квоту: 90–55 тыс. т бензина в месяц и 250–150 тыс. т ДТ в месяц. С объемов, превышающих квоту, поставщики платили бы до 30 % спецпошлины.

Однако ряд экспертов считают, что «Укртатнафта», мягко говоря, сгущает краски. Так, директор консалтинговой группы «А-95» С. Куюн напомнил, что основные позиции украинского импорта из России – дизтопливо и сжиженный газ, занимающие до 40 % рынка. По его мнению, по дизелю замещение произойдет за счет поставок из Беларуси, морских поставок и увеличения объемов переработки на Кременчугском НПЗ. Можно ожидать рост цен в среднем на 1–1,5 грн/л. Примерно то же ожидается и по сжиженному газу: замещение пойдет за счет поставок морем, из Казахстана и через западную границу. Прогнозируемый рост цен – на 2 грн/л по сравнению с нынешним уровнем.

«Но для переключения на новые источники поставок необходим месяц. Этот месяц будет наблюдаться ценовая турбулентность с непрогнозируемым изменением цены. И не факт, что рост цен вообще будет, сейчас, например, котировки идут вниз, – сказал С. Куюн. – Так что смертельного ничего нет, сохраняйте спокойствие. Зато в итоге получим диверсифицированный и независимый от РФ рынок со своей нефтепереработкой».

Украинские импортеры смогут без каких-либо серьезных проблем изменить источники поставок нефти и нефтепродуктов в случае, если Беларусь своевременно предоставит подробную информацию о ситуации, сложившейся вокруг качества нефти, поступающей на территорию страны, масштабах повреждений Мозырского НПЗ, а также времени, необходимого для их устранения.

Однако, пока не станут известны масштабы форс-мажора из-за некачественной нефти из России на Мозырском НПЗ, участники украинского рынка не смогут принимать решения относительно необходимости переориентации на другие источники поставки. По словам С. Куюна, «ситуация на украинском рынке будет зависеть в первую очередь от того, насколько белорусы будут готовы поделиться информацией и открыто сообщить, что на самом деле произошло, сколько времени им понадобится, чтобы возобновить работу. Для нас нет проблем с тем, чтобы перейти на другие источники поставок. Проблема в том, что пока нет понимания произошедшего и на сколько это может затянуться. Эта неопределенность пока никого не торопит закупать другие партии, поскольку у импортеров есть контракты, подписанные с белорусами, а они не говорят ни “даˮ, ни “нетˮ», – сказал он.

«Украина будет покупать энергоресурсы немного дороже – в первую очередь речь идет о дизтопливе и сжиженном газе. Они подорожают, зато будут поступать из других источников. Это в первую очередь морские поставки, а также поставки с Запада (Польша, Литва). Поэтому для Украины нужно время, чтобы заменить источники поставок. Трейдинг такие задачи может решить без проблем за месяц-два. Уже наработаны поставки через порты, так что трагедии быть не должно, – сказал директор консалтинговой компании ExPro Consulting Г. Кобаль. – А вот с углем, по его словам, все сложнее, поскольку 2/3 угля у нас поступает из РФ, из них по антрациту – почти 100 %. Значит, придется покупать через Польшу. Для Украины это будет дороже на сумму транспортировки».

Эксперты отрасли неоднократно предупреждали о существующей зависимости экономики Украины от импорта российских энергоносителей, прежде всего нефтепродуктов и энергетического угля, напомнил эксперт в энергетической сфере Г. Рябцев. «В прошлом году в структуре потребления на поставки из РФ приходилось 40 % дизельного топлива (2,6 млн т) и 29 % сжиженного нефтяного газа (0,5 млн т). Из 5,7 млн т ввозимого энергетического угля из РФ поступило 87 % (4,9 млн т). Однако никаких мер, направленных на нейтрализацию этой угрозы, принято не было. Поэтому имеем то, что имеем», – заявил Г. Рябцев.

Г. Рябцев уточнил: «По большому счету, ничего не изменилось. Экспорт российского дизтоплива и сегодня требует определенных разрешений. Раньше они были неформальными, а теперь обязательны. Уже довольно долго поставки дизтоплива и сжиженного нефтяного газа запрещены всем, кроме “Роснефтиˮ. Причем осуществляются они через посредников. А вообще под ограничения попал целый ряд товаров. И сложности могут возникнуть у тех, кто не имеет прямых контактов с “Роснефтьюˮ. То есть не исключены проволочки, связанные с получением разрешений».

По его словам, наибольшие проблемы для Украины может создать дефицит коксующегося угля. «Украине уже давно нужно диверсифицировать поставки нефтепродуктов, чтобы снизить зависимость от российских ресурсов. Тот же отказ от прямых контрактов с “Газпромомˮ не означает, что мы перестали зависеть от российского газа. Государство неоднократно предупреждали о рисках, но никто в этом направлении палец о палец не ударил. Еще один момент: сложившуюся ситуацию могут использовать, чтобы необоснованно поднять цены на соответствующие продукты. Проблемы могут начаться летом, поэтому еще есть время, чтобы избежать дефицита. Что касается энергетического угля, то тут все не так страшно – отопительный сезон закончен, ничто не мешает договориться о поставках из других стран и завезти его в Украину летом. Проблема с коксующимся углем, необходимым для металлургической промышленности», – подчеркнул эксперт.

По его мнению, за пять лет украинские власти могли добиться полного импортозамещения нефти и угля. «Я не связываю это непосредственно с нашими выборами. Хотя о своеобразном сигнале со стороны РФ новоизбранному Президенту Украины можно говорить. Это намек на то, как дальше строить отношения с Россией. Конечно, любые ограничения приводят к возникновению и обострению кризисных явлений. За пять лет можно было добиться успешного импортозамещения. Но, насколько мне известно, кардинальных действий для этого не предпринималось. И сейчас выяснилось, что поставки из РФ критично важны для отдельных отраслей украинской экономики. В частности, это касается металлургии и энергетики», – резюмировал Г. Рябцев. 

Аналитик А. Мордкович обратил внимание, что пока неясны механизмы выдачи разрешений. «Когда будет механизм, будет понятно, как такое решение будет влиять на Украину. Если это будут разрешения “явочным порядкомˮ, как существующие сейчас в России разрешения на ввоз в Украину товаров двойного назначения, то регулирующий орган в течение двух недель после подачи заявки дает такое разрешение.

Единственное, чем нововведение может повлиять на Украину, – не нужно будет никаких дополнительных инструментов, чтобы остановить экспорт: подают заявку, получают отказ, а без разрешения регулирующего органа таможня не будет оформлять.

Если механизм будет такой же, как на товары двойного назначения, а я думаю, что он будет именно таким, это дает возможность России в течение пяти секунд остановить экспорт в Украину», – пояснил он.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Д. Марунич заявил: «Налицо явное ужесточение политики в украинском направлении. Это еще не окончательное решение украинского вопроса, но уже шаги к этому. Речь идет не только об ограничении экспорта в Украину, но и о запрете импорта из Украины продукции машиностроения». По мнению эксперта, в России дали явно понять, что с любым Президентом Украины ни о чем договариваться не будут, если он не продемонстрирует шаги, направленные на нормализацию отношений с Российской Федерацией: «Это очевидно и было ожидаемым. Я вообще удивлен, что такое решение было принято так поздно, его нужно было принимать, очевидно, раньше».

Как отметил эксперт, если разрешения на экспорт различного рода энергоносителей в Украину не будут предоставлены, это создаст без преувеличения кризисную ситуацию на рынке. «Ни по углю, ни по нефтепродуктам адекватного замещения не может быть достигнуто. Заместить российские энергоносители невозможно. Цены могут существенно возрасти – в ценовом плане в Украине будет дестабилизация», – пояснил Д. Марунич.

При этом, по мнению эксперта, Москва примет все возможные меры, чтобы не допустить экспорт российских энергоносителей через Беларусь. «Я думаю, что от Беларуси будут требовать соблюдения всех этих ограничений. К тому же что касается объемов поставок, то импорт, например, дизтоплива из Беларуси в Украину резко упал, и Россия вышла на первое место», – констатировал Д. Марунич.

Более того, ситуацию может усугубить возникшая проблема с качеством поставляемой в Беларусь российской нефти. Белорусское агентство belta.by 23 апреля текущего года сообщило, что уже приостановлены поставки светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии из Беларуси. Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Белорусской нефтяной компании С. Гриб подчеркнул, что на текущий момент (контрактные обязательства. – Прим. БЕЛТА) приостановлены до момента решения вопроса с российской нефтью, а снижение объема экспорта происходит для того, чтобы обеспечить внутренний рынок в полном объеме (URL: https://www.belta.by).

В этом контексте следует отметить, что по территории Украины проходит ветка нефтепровода «Дружба», по которой транспортируется нефть транзитом в Европу из РФ. Транзит нефти через территорию Украины трубопроводным транспортом в страны Европы в 2018 г. снизился на 4,3 % – до 13,3 млн т.

Кроме того, через Украину проходит нефтепродуктопровод, ранее принадлежавший дочерней структуре «Транснефти», по которому дизельное топливо поставлялось транзитом в Венгрию. Новым собственником нефтепродуктопровода в феврале 2016 г. стала швейцарская International Trading Partners AG, с которой в конце 2017 г. «Роснефть» заключила долгосрочный договор (на 10 лет) на поставку 3–5 млн т дизтоплива в год.

Также территорией Украины осуществляется транспортировка нефтепродуктов российским и белорусским железнодорожным транспортом. В случае необходимости поставки российского дизельного топлива в Украину оформляются ФСТЭК. Как ранее поясняли в российском ведомстве, поставки дизельного топлива в Украину разрешаются для гражданского применения на основе комплексного анализа рисков, связанных с его возможным приобретением в интересах украинских силовых структур.

Подводя итоги, отметим, что решение российского правительства можно условно разделить на две составляющие части. Первая – это в целом паритетный ответ на ранее введенный украинской стороной запрет на ввоз из РФ некоторых продуктов химической промышленности, вагоностроительной и железнодорожной отраслей, а также импорт стеклотары. Российская сторона, в свою очередь, запретила ввоз из Украины продукции машиностроения, металлообработки и легкой промышленности на приблизительно сопоставимую сумму в 250 млн долл.

Однако вторая часть решения определения перечня тех продуктов ТЭК, которые можно будет экспортировать с 1 июня в Украину только на основании специальных разрешений, является приглашением за стол переговоров по существу проблем. Тем более что отмеченное приглашение было озвучено накануне второго тура президентских выборов в Украине и адресовано любому победившему из кандидатов.

Не секрет, что продукция нефтегазовой и угольной отраслей составляет львиную долю украинского импорта из РФ, даже если учесть тот факт, что газ уже длительное время не покупается напрямую. К примеру, за 2018 г. Украина импортировала из РФ напрямую нефти и нефтепродуктов на сумму свыше 2 млрд долл., что составило более 37 % от всего импорта.

Из Беларуси импорт нефтепродуктов и нефти (опять же российское сырье) составил 38 % (чуть более 2,1 млрд долл.). Мало что изменилось и в этом году: за І квартал Украина импортировала из РФ нефти и нефтепродуктов на 459,9 млн долл. (41,5 %), а из Беларуси – на 413,4 млн долл. (37,3 %).

По итогам 2018 г. «Укрнафта», которая добывает 75 % украинской нефти, впервые за 12 лет увеличила добычу нефти – до 1,5 млн т. Добыча нефти в Украине практически сравнялась с добычей в Беларуси, где запасы гораздо меньше, а скважины истощены сильнее.

Одной из главных причин снижения добычи нефти является то, что новые местонахождения не открывались, а старые уже исчерпали себя. Кроме того, это недостаточная сырьевая база, развитию которой в последние годы также уделялось мало внимания. Среди причин также выделяется то, что основные промышленные запасы нефти в Украине на 71,3 % составляет самая низкая промышленная категория С1, надежность прогнозов относительно которой (погрешность) может достигать 30–50 %.

Еще 10–15 лет назад геологи оценивали добычу нефти в Украине в 50 млн т в год. Этого вполне хватило бы, чтобы перекрыть потребности внутреннего рынка. Но нефтеперерабатывающие предприятия за это время не модернизировались, гораздо проще нефтепродукты стало импортировать – нефтедобыча в Украине существенно снизилась и продолжает снижаться.

В прошлом году Украина импортировала нефти и нефтяного сырья свыше 700 млн т (почти на 1,5 млрд долл.) и ничего не экспортировала. Главные поставщики: Азербайджан, Иран и Алжир.

Аналогично выглядит ситуация и с каменным углем: более 60 % украинского импорта каменного угля и антрацита приходится на РФ. В денежном выражении сумма импорта из РФ за 2018 г. составила 1,8 млрд долл. Плюс еще сильно выросший импорт из Беларуси на сумму около 60 млн долл. Цифры являются красноречивыми более чем, и наглядно демонстрируют существующую важность двусторонней торговли с РФ в области ТЭК. Однако среди упомянутой номенклатуры ничего не сказано о газовом вопросе. Пока никто из заинтересованных игроков еще окончательно не определился с тем, что будет после завершения пока действующего контракта на транзит между «Нефтегазом» и «Газпромом» в 2019 г. Потому вопрос торговых отношений между Украиной и РФ – прежде всего в сфере энергоносителей – придется решать комплексно и по существу (При написании работы использовались материалы таких источников: Кабинет Министров Украины (https://www.kmu.gov.u); Министерство топлива и угольной энергетики Украины (http://mpe.kmu.gov.u); сайт правительства РФ (http://government.ru); Деловая столица (http://www.dsnews.ua); Лига.net (http://www.liga.net); Корреспондент (https://korrespondent.net); Энергетика Украины (http://uaenergy.com.ua); EnKorr (http://enkorr.com.ua); Интерфакс-Украина (http://interfax.com.ua); Интерфакс (https://www.interfax.ru).

 

Рябоконь О. Торгові санкції РФ щодо експорту товарів паливно-енергетичного комплексу в Україні (оцінка ситуації експертами галузі і ЗМІ) [Електронний ресурс] / О. Рябоконь // Україна: події, факти, коментарі. – 2019. – № 8. – С. 55–62. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2019/ukr8.pdf. – Назва з екрану.