До питання продовження контракту НАК «Нафтогаз України» з А. Коболєвим як главою правління компаніїА. Рябоконь, мл. науч. сотр. «СІАЗ» НБУВ

 

 

Внесение Кабмином изменений в Устав НАК «Нефтегаз Украины» и продление контракта с главой правленияА. Коболевым в отражении СМИ

 

Наблюдательный совет Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» 22 марта подписал на год контракт с А. Коболевым как главой правления компании на основе условий, утвержденных Кабинетом Министров Украины. При этом между Наблюдательным советом компании и правительством была достигнута договоренность, что Кабмин внесет изменения в некоторые постановления для того, чтобы условия контракта были более реалистичными. Планируется внести изменения в постановления, которыми определены прогнозные показатели по объемам добычи газа и процедура проведения анбандлинга.

Подписанию контракта предшествовало весьма резонансное заседание Кабмина 20 марта, на котором глава правительства В. Гройсман выдвинул ряд жестких условий как Наблюдательному совету НАК «Нефтегаз Украины», так и старому-новому главе правления по поводу форм и методов деятельности компании. Отметим, что во время заседания правительства в помещение прибыла делегация народных депутатов от Радикальной партии во главе с ее лидером О. Ляшко. Народные депутаты требовали от членов Кабмина не продлевать контракт с А. Коболевым и привести цены на газ для населения в соответствие с экономически обоснованным уровнем.

Впрочем, в результате решения правительства Премьер В. Гройсман утвердил новый контракт с руководителем госкомпании А. Коболевым, с другой стороны, он серьезно ужесточил контроль правительства за деятельностью НАК «Нефтегаз Украины». В новом контракте учтены условия, которые главе правительства накануне предложил Наблюдательный совет «Нефтегаза». Несмотря на активную критику со стороны ряда политиков, экспертов и общественных организаций по поводу необоснованно высокой зарплаты главы правления «Нефтегаза» А. Коболева и обещания уже 23 марта объявить конкурс на эту должность, В. Гройсман все же принял компромиссное предложение Наблюдательного совета компании, суть которого заключается в том, что А. Коболев будет возглавлять компанию не три года, а лишь до марта 2020 г.

Устроило Премьера и снижение вознаграждения руководителю «Нефтегаза» вдвое, а также отказ от квартальных премий и бонусов. Ранее в интервью ряду СМИ А. Коболев заверял, что и на таких условиях он готов еще год проработать в правлении НАК. Напомним, изначально правительству Наблюдательный совет предложил установить месячный оклад главы правления в размере 2 млн грн, однако Премьер тогда заявил, что эта сумма необоснованно завышена. Таким образом, глава НАК в 2019 г. сможет получить лишь годовую премию в конце срока действия контракта, то есть в конце марта 2020 г.

Всего для продления контракта правительство выдвинуло четыре обязательных условия. В финальном решении правительства прописаны ожидаемые правительством результаты работы правления НАК, возглавляемого А. Коболевым. Согласно опубликованному на сайте Кабмина постановлению, их невыполнение грозит главе компании увольнением раньше срока действия контракта. В частности, до 1 января 2020 г. глава «Нефтегаза» должен обеспечить реорганизацию компании и передать газотранспортные активы новому независимому оператору (анбандлинг). При этом в документе указано, что оператор ГТС должен получить эти активы в собственность (ownership-unbundling). Отделение функций транспортировки газа должно пройти в соответствии с п. 2 постановления № 496 от 1 июля 2016 г. Это означает, что новым оператором ГТС должна стать компания «Магистральные газопроводы Украины», причем весь процесс подготовки компании к работе должен быть проведен именно по плану, утвержденному этим документом. Но на сегодняшний день у руководства НАК другое видение проведения анбандлинга – через компанию «Оператор ГТС Украины», которая была создана еще в структуре «Укртрансгаза» в конце 2017 г.

По словам самого А. Коболева в интервью агентству РБК-Украина, реализовать реформу именно таким путем невозможно, пока Верховная Рада не изменит законодательство, фактически разрешив приватизацию газотранспортной системы.

Второе условие – подготовка финансового плана НАК на 2019 г. в соответствии с госбюджетом. Это означает, что «Нефтегазу» придется отказаться от компенсации в размере 69,2 млрд грн за поставки газа по спецобязательствам и увеличить размер отчисления в бюджет прибыли с 50 до 90 %. Отметим, что ранее поданный проект финансового плана компании в правительстве был раскритикован, в частности именно из-за этой компенсации. Руководство НАК заявляло, что компенсационные средства будут направляться на работы по увеличению добычи газа.

В контракте должно быть зафиксировано, что компания под руководством А. Коболева должна будет увеличить объем добычи газа на 17,4 % – до 18,2 млрд куб. м. Такой объем добычи предусмотрен в правительственной программе «20/20» и зафиксирован в постановлении правительства № 351 от 26 апреля 2017 г. В нем же, по итогу 2018 г., норма добычи газа установлена на уровне 16,5 млрд куб. м. Однако в реальности объем добычи составил лишь 15,5 млрд куб. м. То есть за год нужно нарастить добычу почти на 3 млрд куб. м.

А. Коболев, комментируя решение правительства, заявил, что установленного показателя к концу года достичь практически невозможно и планы добычи нужно пересмотреть. «Уже очевидно, что ее (программу “20/20ˮ) нереально выполнить», – сказал глава НАК. Причиной отсутствия роста добычи он назвал блокирование местными органами власти выдачи лицензий на разработку месторождений. Вместе с тем А. Коболев отметил, что ситуация с выдачей лицензий в последнее время изменилась, но даже после этого планы выйти на добычу 18,5 млрд куб. м газа к концу года нереальны.

Также главе правления НАК предстоит обеспечить и сохранение транзита российского газа по украинской ГТС в Европу и после окончания срока действующего контракта с «Газпромом», то есть с начала 2020 г. Пока, как известно, переговоры с российским монополистом и при участии Еврокомиссии результатов не принесли.

Таким образом, ни об одном условии на сегодняшний день нельзя сказать однозначно, что оно может быть полностью выполнено. Но их невыполнение или ненадлежащее выполнение может стать причиной досрочного разрыва контракта с главой НАК решением Кабмина – так прописано в постановлении № 161. Все вышеперечисленные условия должны быть в обязательном порядке учтены в новом контракте с А. Коболевым, и копия этого документа должна быть передана в Кабинет Министров.

Впрочем, продление контракта руководителю «Нефтегаза» – не единственное решение в отношении компании, которое обнародовал Кабмин. Сразу после окончания заседания на официальном сайте правительства появилось постановление № 226, датированное 6 марта. Текст этого документа также опубликован в «Урядовому кур’єрі». Согласно ему, Кабинет Министров изменил устав НАК «Нефтегаз Украина», значительно ужесточив свой контроль над деятельностью Наблюдательного совета компании.

С инициативой изменить устав выступил сам Набсовет компании еще в прошлом году. «Изменения нашего устава были подготовлены Набсоветом и поданы акционеру в апреле прошлого года», – заявил недавно в интервью «РБК-Украина» А. Коболев. Эти предложения, по словам главы НАК, касались устранения несогласований устава и закона об акционерных обществах в части назначения и увольнения руководства компании.

Новый устав НАК «Нефтегаз Украины» предусматривает, что теперь акционер компании – Кабмин – получил право в исключительных случаях «принимать обоснованные решения, обязательные к выполнению Наблюдательным советом». При этом в документе не указывается, какие случаи могут таковыми считаться. Также в уставе появилась новая статья, которая дает Наблюдательному совету право вынести на заседание правительства любой вопрос, решение которого является непосредственной компетенцией Набсовета.

Кроме того, директора наблюдательного органа должны теперь будут отчитываться перед акционером еще и о размере вознаграждения членов правления «Нефтегаза». Утверждение финансового, инвестиционного и бизнес-планов, результатов внешнего аудита, назначение и снятие с должности главы и членов правления компании закреплены как исключительные полномочия Кабмина. Впрочем, Наблюдательный совет НАК предварительно будет утверждать все, кроме кадровых назначений в правлении.

В действующем же до сих пор уставе компании от декабря 2016 г. было прописано, что акционер назначает и увольняет правление с подачи Набсовета. Согласно же ст. 52 Закона Украины «Об акционерных обществах», кадровые изменения в правлении компании – функции Наблюдательного совета. Правовые коллизии и стали причиной, по которым «Нефтегаз» обратился к правительству с просьбой привести основной документ компании в соответствие с действующим законодательством еще в апреле прошлого года. Проблема в том, что нормы законов Украины «Об акционерных обществах», «Об управлении объектов госсобственности», а также Хозяйственный кодекс по-разному трактуют право назначать и увольнять главу и членов правления, а также утверждать финплан компании. В первом документе эти полномочия закреплены за наблюдательным советом, а в двух других – за Кабмином. Изменять и утверждать устав может только акционер.

Правительство также реорганизовало «Нефтегаз» из публичного акционерного общества в частное. Акциями ЧАО, как и сейчас, будет владеть государство. Поскольку активы НАК «Нефтегаз Украины» не подлежат продаже, изменение формы собственности продиктовано нормами законодательства, которые предусматривают, что ПАО может размещать свои акции на бирже. Но при этом в новом Уставе прописан момент, который может поставить под вопрос право «Нефтегаза» быть акционером своих дочерних компаний – «Укртрансгаза» и «Укргазвидобування».

В документе указано, что НАК «Нефтегаз Украины» может быть «полноправным акционером, участником или учредителем акционерных обществ, которые основаны компанией или корпоративные права которых получены другим способом». Ранее НАК владел акциями и правами компаний, которые переданы в уставной капитал компании. Видимо, это напрямую коснется «Укртрансгаза» и «Укргазвидобування», потому что это положение в Уставе можно трактовать таким образом, что исключительное право на акции и корпоративные права этих компаний теперь у Кабмина.

Корпоративная реформа госпредприятий – обязательства, которые взяла на себя Украина, подписывая меморандум с Международным валютным фондом еще в 2015 г. НАК «Нефтегаз Украины» тогда стал первой компанией госсектора, где были внедрены принципы корпоративного управления в соответствии с принципами международной организации ОЭСР. Основная цель этой реформы – исключить политическое влияние и конфликт интересов, который может возникнуть, если стратегическое управление активом осуществляет акционер напрямую. Эта реформа также была ключевым условием, под выполнение которого ЕБРР в октябре 2015 г. предоставил «Нефтегазу» под госгарантии кредитную линию в 300 млн евро на три года для закупки газа и закачки его в подземные хранилища. На сегодняшний день этот займ погашен.

Проблемы начались осенью 2016 г., когда Минэкономразвития своим решением изменило Устав «Нефтегаза», переподчинив входящий в его структуру «Укртрансгаз» себе и попытавшись ввести в эту компанию отдельный набсовет. Однако негативная реакция доноров и западных партнеров на это решение последовала незамедлительно – В. Гройсман, вмешавшись в ситуацию, сохранил право НАК управлять дочерними структурами и подчинил «Нефтегаз» Кабмину. Но у Премьера не сложились отношения с тогдашним составом Наблюдательного совета, который в сентябре – октябре 2017 г. подал в отставку из-за «постоянного политического давления со стороны акционера». Нынешний Наблюдательный совет был назначен с учетом рекомендаций международных финансовых организаций в ноябре 2017 г.

Новый устав НАК, опубликованный на сайте правительства, многие иностранные партнеры «Нефтегаза» пока не комментируют. Однако, как пишет «РБК-Украина», в неофициальных беседах представители международных банков охарактеризовали решение Кабмина как «откат назад». «Мы уверены, что корпоративная реформа в стране успешно реализуется. Что это выполнено, а сейчас мы опять в ситуации 2016 г., когда Кабмин через МЭРТ самовольно изменил устав НАК, не поставив нас в известность. Потому что, наделяя себя какими-то правами управлять Набсоветом в любых случаях, которые Кабмин сочтет исключительными, – посягательство на независимость Набсовета. Только в отличие от ситуации 2016 р. у нас нет сейчас кредитов под госгарантии, где корпоративная реформа – ковенанта, гарантирующая необратимость реформы», – сообщил «РБК-Украина» на условиях анонимности высокопоставленный собеседник в одном из МФО.

В другом международном банке опасаются, что в предвыборный период правительство может применить подобную практику и к другим госкомпаниям, в которых есть набсоветы, к примеру «Укрэнерго», «Укрпошті», «Укрзалізниці».

Впрочем, первым, как и ожидалось, по теме публично высказалось Посольство США в Украине. Посольство обеспокоено сокращением полномочий Наблюдательного совета НАК «Нефтегаз Украины» и усилением влияния Кабинета Министров на компанию в результате изменений, внесенных в устав НАК. «Мы внимательно рассматриваем неожиданные изменения в Устав “Нефтегаза” и обеспокоены возможными последствиями этих изменений», – написала пресс-служба посольства в Twitter.

В результате, как видим, Кабмин внесет компромиссные изменения в некоторые постановления для того, чтобы условия контракта главы правления НАК и принципов работы Наблюдательного совета были более реалистичными. Впрочем, вся эта «компромиссность» как со стороны Кабинета Министров, так и со стороны Наблюдательного совета НАК «Нефтегаз Украины» вызывает ряд вопросов в украинской экспертной среде. С одной стороны, получается, что украинские налогоплательщики длительное время переплачивали за труды наемных менеджеров НАК, которые не добились сколь-нибудь значимых успехов в процессе реформирования госкомпании «Нефтегаз Украины», увеличении объемов добычи газа, подписании нового транзитного контракта с «Газпромом», от чего во многом зависит дальнейшая судьба ГТС Украины и пр. С другой – украинское правительство накануне президентских выборов не рискнуло существенно изменить как принципы газовой политики, так и кардинально решить кадровый вопрос. Потому, на пик своего политического цикла, страна входит с рядом нерешенных вопросов в газовой сфере, имеющей важное политико-экономическое значение и усиливающимся временным цейтнотом для их рассмотрения по существу (При написании материала использовалась информация таких источников: Сайт Кабинета Министров Украины (https://www.kmu.gov.ua);сайт НАК «Нафтогаз Украины» (http://www.naftogaz.com);Українські новини (https://ukranews.com); РБК-Украина (https://www.rbc.ua); Интерфакс-Украина (http://interfax.com.ua); Лига.net(http://www.liga.net);UBR(http://ubr.ua); Сегодня.UA(https://www.segodnya.ua).

 

Рябоконь О. Внесення Кабміном змін до Статуту НАК «Нафтогаз України» і продовження контракту з головою правління А. Коболєва в відображенні ЗМІ [Електронний ресурс] / О. Рябоконь // Україна: події, факти, коментарі. – 2019. – № 6. – С. 57–63. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2019/ukr6.pdf. – Назва з екрану.