Р. Жангожа, гл. науч. сотр. ГУ «Института всемирной истории НАН Украины»

Транспортные коммуникации как фактор сменяющейся геостратегии

               

Как сообщают СМИ, Астана начинает процесс переговоров с Азербайджаном о возможности совместной транспортировки нефти и природного газа на мировые рынки углеводородного сырья. Это означает, что Казахстан, а вслед за ним, Узбекистан и Туркменистан, уже в самое ближайшее время, могут отказаться от крайне невыгодного для них маршрута транспортировки нефти и природного газа через территорию России. Напомним, что в операции по транспортировке углеводородного сырья из стран Центральной Азии, Россия выступает не как транзитер, но как покупатель. С послідующим реэкспортом нефти и природного газа на европейские рынки. Разумеется, Россия единолично определяет цену закупки, которые на порядок ниже, нежели рыночные. Благодаря этой квази–торговой операции, Россия имеет сверхдоходы. Не случаймо же, президент Казахстана Н. Назарбаев, не скрывая свого возмущения, говорил о «смехотворных ценах», по которым Россия платит своїм центрально–азиатским партнерам за поставку углеводородного сырья.

Правда, еще вначале 2000–х годов, Казахстан выкупил Херсонский НПЗ, благодаря котрому Украине были гарантированы поставки определенных объемов сырой нефти, которую украинская сторона перерабатывала в нефтепродукты и обеспечивала рабочие места для своїх граждан.

Но «недовго музика грала». По–видимому, этот производственный объект был серьезной помехой и для украинских и российских нефтетрейдеров и его благополучно закрыли.

Примерно, в это же время президент Казахстана Н. Назарбаев предлагал украинской стороне провести дополнительную ветку нефтепровода «Одесса–Броды», но и это предложение противоречило интересам украинских и российских нефтетрейдеров, а потому оказалось «неуслышанным». А Россия используяс свое монопольное положение на транспортніе сети по–прежнему закупает природный газ и нефть у своїх центральноазиатских партнеров і перепродает его на внешних рынках.

Что касается нового этапа переговорного процесса, то Баку и Астана создают две рабочие группы по вопросам транспортировки казахстанской нефти и газа через Азербайджан и далее, через территорию Грузии на черноморские порты с дальнейшим выходом на мировые потребительские рынки. Об этом сообщает Интерфакс–Казахстан со ссылкой на министра энергетики Казахстана К. Бозумбаева.

«Объемы добычи казахстанского газа будут увеличиваться, и в качестве маршрутов экспорта рассматривается Азербайджан. Как один из вариантов ее транспортировки на потребительские рынки Европы. В контексте этого проекта, мы рассматриваем строительство на западе Казахстана LNG–завода с последующей транспортировкой этой продукции через территории Азербайджана и Грузии на мировые рынки», – прокомментировал планы и инициативные действия руководства Казахстана К. Бозумбаев.

В связи с этим Казахстан уже договорился с Азербайджаном о создании специальной рабочей группы из представителей соответствующих профильных министерств и ведомств. «Эта рабочая группа, в течение ближайших нескольких месяцев, должна будет изучить и выдать экспертную оценку экономической эффективности данного проекта», – сказал министр энергетики Казахстана.

Вторая рабочая группа изучит конкурентоспособность транспортировки казахстанской нефти через Азербайджан на мировые рынки. «Мы договорились о создании рабочей группы по транзиту казахстанской нефти по территории Азербайджана. Эта рабочая группа должна будет проработать нефтепроводные и перевалочные возможности Азербайджана для приема казахстанской нефти и конкурентоспособность данного маршрута», – сказал он К. Бозумбаев.

Глава Минэнерго напомнил, что в настоящее время основным маршрутом для экспорта казахстанской нефти является Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Для Казахстана его пропускная способность составляет порядка 53–54 млн тонн в год. Кроме того, Казахстан поставляет нефть в Китай, а также по маршруту Атырау – Самара через порт Усть–Луга в Финляндию, который вряд ли может бать конкурентным южному маршруту нефте– и газо–трубопроводов, приходящих через территорию Азербайджана или Грузии.

В случае позитивного решения транспортно–технологических вопросов, значительная часть казахских углеводородов пойдет в обход России. Причем объемы поставок в обозримом будущем могут быть увеличены. Согласно последним прогнозам Минэнерго Казахстана, добыча нефти в республике в 2017 году составит порядка 85,5 млн тонн против 78 млн. тонн в 2016 году.

Кроме того в ином направлении – не по територии России, в относительно скором времени возможно двинутся грузовые потоки по мегапроекту транснациональному транспортному коридору «Новый Шелковый путь» из Китая и Азиатско–Тихоокеанского региона, через Центральную Азию и Южный Кавказ в Европу. Недавно в Мангистауской области Казахстана сдали в эксплуатацию транспортную манистраль Актау – Шетпе. Эта трасса является частью международного транзитного коридора Астрахань – Атырау – Актау – граница Туркменистана, сообщают казахстанские СМИ.

Раньше водители называли этот участок дороги, протяженностью 170 километров, «дорогой смерти», поскольку вся трасса была в выбоинах и ямах, изрыта глубокими колеями. Теперь из Актау в Шетпе можно ехать с комфортом и с достаточно высокой крейсерской скоростью. В рамках программы «Нурлы жол» на месте разбитой дороги появилась четырехполосная трасса. На ее строительство было выделено более 36 млрд тенге (примерно 100 млн долларов США). Трасса приобретет международный статус и даст возможность доставлять грузы в соседнюю Туркмению и дальше в Иран посредством автомагистрали.

К перечисленному можно добавить, что в том же иранском направлении действует и железнодорожная магистраль. Аналогичная железнодорожная ветка, соединяющая Южную Грузию с Турцией была недавно сдана в эксплуатацию. По обеим железнодорожным веткам уже движутся поезда с грузами.

Анализируя последние действия Казахстана, можно отметить тенденцию изменения геостратегических приоритетов продиктованную главным образом прагматичными соображениями экономической выгоды. Страна последовательно идет путем диверсификации торговых маршрутов, выбирая те, что приносят реальную выгоду, а не диктуются геополитическими интересами возможно уже бывшего генерального партнера – России.

 

Жангожа Р. Транспортні комунікації як чинник геостратегіі, що змінялася [Електронний ресурс] / Р. Жангожа // Україна: події, факти, коментарі. – 2018. – № 1. – С. 29–32. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2017/ukr1.pdf. – Назва з екрану.