Ю. Якименко, мл. научн. сотр. ФПУ НБУВ

Украино–польские отношения в оценках политиков и экспертов

 

Напряженность в отношениях между властями Украины и Польши, возникшая в последние годы на фоне дискуссий об отношении к некоторым историческим событиям, в частности, к так называемой «Волынской резне», продолжает оставаться значимым фактором общественно–политического дискурса в обеих странах.

Последние действия и заявления и польских, и украинских государственных чиновников, политиков и общественных деятелей, связанные со спорными моментами трактовки событий общего прошлого, показывают, что, несмотря на декларируемый курс на «примирение», предпосылки возникновения конфликта сохраняют способность к его воспроизводству и могут и впредь использоваться в качестве инструмента политического противостояния как в Украине, так и в Польше.

Напомним, в начале ноября министр иностранных дел Польши В. Ващиковский сообщил о намерении польских властей запретить въезд в страну гражданам Украины, «демонстративно надевающим мундиры СС «Галичина»«. Как заявил министр в эфире Польского телевидения, у Варшавы и Киева «разные концепции примирения». «Мы осознаем, как важна для нас Украина по геополитическим соображениям… Но украинцы, зная об этом значении своего государства для нашей безопасности, считают, что в таком случае вопросы, которые нас разделяют, в особенности исторические, должны отойти на второй, третий план», – отметил он (https://rian.com.ua/world_news/20171102/1029078012.html).

Кроме того министр подчеркивал, что «Украина отчаянно ищет союзников» и Киев «хотел бы начать переговоры о миротворческой миссии ООН в Донбассе», а Польша вскоре станет непостоянным членом Совбеза ООН и будет участвовать в принятии решения об этой операции.

Польский президент А. Дуда назвал неприемлемым то, что важные государственные посты в Украине занимают люди с «откровенно антипольскими» и националистическими взглядами. Глава правящей партии Польши «Право и Справедливость» Я. Качиньский ранее отмечал, что героизация имени С. Бандеры в Украине может помешать евроинтеграционным стремлениям. В украинском МИДе в свою очередь заявили, что в стране нет антипольских настроений и политиков с антипольскими взглядами.

Ранее в Украине произошло несколько актов вандализма антипольской направленности. Один из инцидентов случился во Львовской области, где был взорван памятник полякам, убитым членами дивизии «Галичина» в 1944 году. Еще один акт вандализма был зафиксирован на польском кладбище на территории национального историко–мемориального заповедника «Быковнянские могилы» в Киевской области.

МИД Польши отреагировал на эти случаи нотами протеста. Действия вандалов также осудил украинский МИД.

Летом 2016 года нижняя палата польского парламента приняла постановление о признании 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против жителей II Польской Республики в 1943–1945 годах. По версии польской стороны, массовые убийства совершались в 1939–1945 годах сторонниками ОУН–УПА против польского населения Волыни, Восточной Галиции и юго–восточных воеводств II Польской Республики.

Украинский парламент в ответ принял заявление, осуждающее такое решение польского сейма, подчеркнув, что оно «поставило под угрозу политические и дипломатические наработки двух стран».

По словам заместителя главы внешнеполитического ведомства Польши Б. Цихоцкого, польское правительство должно реагировать на ситуацию, «когда мы видим решение наших партнеров, даже наших союзников, которые противоречат отношениям союзников, партнеров или соседей». В качестве примера он привел «непонятное, скандальное решение украинских государственных служащих запретить поиск и эксгумацию останков польских жертв военных конфликтов в Украине». Б. Цихоцкий также выразил обеспокоенность заявлениями главы украинского Института национальной памяти В. Вятровича, который «в публичных заявлениях признает кладбище в Быковне незаконным».

По мнению Б. Цихоцкого, с украинской стороны не хватает решений, которые бы способствовали историческому диалогу. «Украина принимает сегодня решения, ставящие под сомнение заявления о стратегическом партнерстве», – сказал заместитель главы МИД Польши во время своего выступления в польском Сейме.

Ранее польский историк А. Запаловский в интервью журналистам польского издания «Nasz Dziennik» назвал позицию украинских властей по этим вопросам попыткой «сломить поляков», навязав им «украинскую историческую политику, связанную с пропагандой украинского национализма»

Как отмечал глава польского МИДа В. Ващиковский, его предшественники «пассивно выжидали, пока все разрешится само собой, принимали украинский подход, согласно которому на первом месте стоят вопросы безопасности», а со всем остальным «можно подождать». По его словам «Польша еще сохраняет терпение», однако другие европейские страны, в частности Венгрия и Румыния, «начинают открыто действовать вразрез украинским интересам». В. Ващиковский подчеркивал, что польская сторона предлагает взаимодействие именно для того, чтобы «примирить наши дискурсы». Однако, по его словам, поляки «никогда не согласятся… на то, чтобы поставить знак равенства между УПА и Армией Крайовой». (https://rian.com.ua/abroad/20171113/1029368444.html)

«Я ожидаю от президента Петра Порошенко и его сотрудников, от премьер–министра Владимира Гройсмана, что люди, которые откровенно провозглашают националистические и антипольские взгляды, не будут занимать важных должностей в украинской политике», – заявил президент Польши А. Дуда, комментируя возможность своего визита в Украину. «В этом деле есть несколько аспектов. Один из них – мое личное желание посетить могилы поляков в Харькове, что очень важно для меня лично, а также как для президента. Второй аспект связан с тем, что на заседании 17 января мы будем работать в совете Безопасности ООН, где будет рассмотрен вопрос Украины», – отметил А. Дуда, уточнив, что визит позволит посмотреть на то, что происходит в Донецкой и Луганской областях (https://rian.com.ua/abroad/20171113/1029368444.html)

В связи со сложившейся в украино–польских отношениях ситуацией президент Украины П. Порошенко выступил с инициативой проведения чрезвычайного заседания консультационного комитета президентов Украины и Польши.

«Консультационный комитет является совещательным органом, он призван способствовать реализации договоренностей между главами двух государств, направленных на углубление дружественных отношений между Украиной и Польшей, который возглавляют внешнеполитические советники президентов», – сообщил пресс–секретарь президента С. Цеголко (https://korrespondent.net/ukraine/3904608–poroshenko–sozyvaet–zasedanye–yz–za–polshy). По его словам, резонансные заявления со стороны представителей польской власти в адрес руководства Украины, звучащие в последнее время, вызывают серьезное беспокойство украинской стороны и требуют надлежащей реакции.

А. Дещица, посол Украины в Польше, заявил, что Киев хочет быть равноправным партнером с Варшавой, а спорные вопросы необходимо решать в ходе диалога. «Мне бы хотелось, чтобы Украина и Польша меньше тратили времени на объяснение своих позиций и разбирательства в некоторых инцидентах, а больше уделяли времени реализации нашего партнерства и проектов, которые принесут пользу украинцам и полякам», – подчеркнул посол (https://rian.com.ua/politics/20171114/1029411557/deschitsa–poland–ukraine.html).

«Наш список вопросов, который мы хотим решить с Украиной, – небольшой», – отметил накануне заседания консультационного совета министр иностранных дел Польши В. Ващиковский. Это, по его словам, исторические вопросы, вопросы, касающиеся эксгумаций жертв войн, работы костелов, образования на польском языке. «Ряд этих вопросов можно решить одним жестом. Надеемся на то, что процесс наконец продвинется, а не будет, как в вопросе эксгумаций, регресс вместо прогресса», – заявил министр (https://rian.com.ua/world_news/20171115/1029466316.html).

«Созыв этого совета – это попытка отреагировать на ухудшающиеся двухсторонние отношения с Польшей, ведь последние два года очень много было негативных сигналов как с польской, так и с украинской стороны», – прокомментировал инициативу украинского президента представитель Международного центра перспективных исследований Е. Ярошенко. По его мнению, созыв комитета – позитивный сигнал, поскольку украинская внешняя политика ориентирована на выстраивании тесных отношений с ЕС и США, но вместе с тем, вопросам двусторонних отношений с отдельными странами не уделялось достаточного внимания. Спорные вопросы, на которых сегодня делает акцент польская сторона, долгое время игнорировались, считает эксперт. В итоге, «мы уже вышли на ту ситуацию, когда можно говорить о кризисе двухсторонних отношений, а не просто каких–то отдельных проблемах» (https://rian.com.ua/interview/20171110/1029306459/ukraine–scandal–poland.html).

Одним из итогов состоявшегося 17 ноября в Кракове заседания консультационного комитета стало решение о снятии моратория на проведение поисково–эксгумационных работ и совместном их возобновлении. Заместитель главы Администрации президента Украины К. Елисеев и руководитель Канцелярии президента Польши К. Щерский также пришли к соглашению о продлении работы двусторонней межправительственной комиссии по защите и возвращению культурных ценностей. Кроме того, представители Украины и Польши обсудили предстоящий визит польского президента А. Дуды в Харьков в декабре 2017 года.

Важным результатом переговоров наблюдатели также назвали договоренности о сокращении «черного списка» украинцев, которым запрещен въезд в Польшу. «Мы договорились работать совместно, чтобы его оптимизировать. Речь идет о значительном сокращении, потому что не должны, на наш взгляд, страдать от этого, к примеру, историки, представители гражданского общества», – заявил К. Елисеев после заседания комитета (https://rian.com.ua/analytics/20171121/1029617740/ukraina–polsha–zapret.html).

Однако, уже на следующий день после заседания стало известно о новом дипломатическом скандале между Польшей и Украиной. 18 ноября польские пограничники не пустили в страну ответственного секретаря Государственной межведомственной комиссии Украины по делам увековечения памяти участников антитеррористической операции, жертв войны и политических репрессий С. Шеремета.

В связи с этим инцидентом в украинский МИД был вызван посол Польши в Украине Я. Пекло. В министерстве заявили, что запрет С. Шеремету на въезд в Польшу «противоречит логике конструктивных договоренностей сопредседателей консультационного комитета президентов Украины и Польши». В свою очередь министр культуры и национального наследия Польши П. Глиньский отметил, что С. Шеремета появился на границе далеко «не случайно»: «Если речь о господине Шеремете, то считаю, что он не случайно появился на границе сразу после того, как мы немного пошли вперед, если речь идет о наших взаимоотношениях. Интерпретация этого события однозначна – очередная попытка подогревать атмосферу», – заявил П. Глиньский (https://rian.com.ua/analytics/20171121/1029617740/ukraina–polsha–zapret.html).

В связи с этим многие наблюдатели отметили, что мнение о том, что заседание консультационного комитета стало поворотной точкой в отношениях Украины и Польши, пока преждевременно. «Говорить глобально, что это уже стало точкой поворота в сложных, напряженных отношениях между Украиной и Польшей, пока рановато», – прокомментировала переговоры в Кракове эксперт по международным вопросам Ю. Осмоловская. По ее мнению достигнутые договоренности по сокращению «черного списка» не могут мгновенно быть применены на практике, так как есть еще необходимые технические процедуры, что, возможно, и стало причиной инцидента с Шереметой (https://rian.com.ua/analytics/20171121/1029617740/ukraina–polsha–zapret.html).

О том, что приоритеты официальной Варшавы во внешней политике, по крайней мере, до следующих парламентских и президентских выборов в 2019 году не изменятся, и поэтому ожидать, что заседание консультационного комитетаприведет к существенному прорыву в украинско–польских отношениях, не приходится, заявил также польский политолог С. Домарадски.

По его словам, ужесточение внешнеполитической риторики главы польского МИДа В. Ващиковского, происходит, как только речь заходит о будущих перестановках в польском правительстве. Некоторые обозреватели отмечают, что некоторые министры, среди которых и В. Ващиковкий, в скором времени могут быть отправлены в отставку. Поэтому заявления главы польского внешнеполитического ведомства насчет Украины, могут свидетельствовать о старте его личной политической карьеры.

«Действительно, есть некоторые доказательства того, что министр Ващиковский ужесточает свою позицию по международным вопросам накануне любой дискуссии о перестановках в правительстве. Но возникает вопрос, является ли такая тактика эффективной для его политического выживания и какие далеко идущие последствия это может иметь для имиджа Польши за границей. Но, не принимая во внимание, кто глава польского внешнеполитического ведомства, приоритеты не изменятся, по крайней мере, до следующих выборов. История – часть политической программы партии «Право и справедливость»« комментирует ситуацию С. Домарадски.

Поэтому эксперт также не ожидает существенного прорыва в отношениях двух стран после заседания консультационного комитета. «В конечном итоге, это приведет к серьезным расхождениям позиций, а не существенному прорыву. Позиция украинской власти абсолютно понятна – в Украине нет антипольских настроений. С другой стороны, как я уже ранее отмечал, – единственный факт того, что главной осью взаимных отношений стала историческая политика, – кажется, четко представляет текущий статус стратегического партнерства между двумя странами», – резюмирует эксперт. (https://www.segodnya.ua/ukraine/polskiy–ekspert–ya–ne–ozhidayu–proryva–v–ukrainsko–polskih–otnosheniyah–1091689.html).

По мнению украинского эксперта, представитель Международного центра перспективных исследований Е. Ярошенко партия «Право и справедливость» обращается к исторической тематике, чтобы сохранять общественную поддержку. «Ведь у них хоть и высокий уровень поддержки, но когда они принимают некоторые непопулярные решения, то с помощью вопросов истории и польского консенсуса в некоторых вопросах, они пытаются укрепиться при власти», – заявляет он.

В то же время, считает эксперт, одна из причин участившихся скандалов в отношениях Украины с разными европейскими странами – это то, что «у нас в системе ведения внешней политики нет адекватной внешнеполитической стратегии, которая бы отвечала сегодняшним внутренним и внешним вызовам Украины, и у нас не хватает стратегического мышления у политического руководства, как быстро реагировать на те или иные вызовы» (https://rian.com.ua/interview/20171110/1029306459/ukraine-scandal-poland.html).

В части украинского экспертного сообщества также распространено мнение, что сегодняшние проблемы в отношениях между Украиной и Польшей во многом предопределены тем, что украинская власть стала заложницей «заигрывания» с темой национализма. Так, заявление польских властей о запрете на въезд антипольски настроенным гражданам Украины фактически означает введение санкций против части украинского политикума, считает директор Института анализа и менеджмента политики Р. Бортник.

«Безусловно, для Польши – это игра, ведь там у власти находятся такие же политики как в Украине, которые разыгрывают патриотически–радикальную карту. Украина здесь выступает в роли жертвы, которая к тому же сама заходит на эшафот и положила голову», – говорит эксперт.

По его мнению, из–за того, что Польша «превратилась из адвоката в прокурора», украинским властям на предстоящих выборах будет крайне сложно использовать тему возможного вступления в ЕС или НАТО. «О чем можно говорить, если Украине уже прямо запрещают движение в этом направлении, если она не будет меняться. О присоединении никто даже уже не говорит. В свое время Польша и Венгрия, присоединяясь к этим организациям, поступались очень многими национальными приоритетами», – отмечает политолог (https://rian.com.ua/analytics/20171110/1029326489/itogi–nedeli.html).

«По сути, впервые мы увидели готовность соседей и международных партнеров «бить по голове» за реализацию радикального… курса, который внедряет часть политической элиты при охотной поддержке правящей верхушки», – считает политолог О. Волошин. «Самое страшное для украинских политиков – оказаться невъездным в Евросоюз. Запретом въезда Вятровичу они посеяли этот страх. По моим данным, в Польше может быть презентован серьёзный интернет–портал, который будет мониторить пропаганду ксенофобии и вражды в Украине. Здесь это однозначно будет вызывать мандраж. Ведь одно дело попасть на сайт «Миротворец», а другое – оказаться невъездным в страну Шенгена», – говорит он (https://rian.com.ua/analytics/20171110/1029326489/itogi–nedeli.html).

О том, что конфликт между Украины и Польши находится в начальной стадии и в будущем может существенно углубиться, говорит и политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии М. Погребинский. По его словам, правящая партия, которая «подсвечивает» сложные эпизоды страницы польско–украинской истории, популярна в Польше, а значит, будет и впредь использовать этот тренд.

«Три года назад был запущен тренд уступки политического поля ультраправым силам, особенно по части гуманитарных вопросов. Последние, будучи легитимированы, начали продвигаться вперед, укрепляя свои позиции. Этот запущенный тренд требует постоянного ужесточения ситуации. Что касается позиции Польши, то, общаясь с представителями политических кругов этой страны, могу сказать, что все они уверены – в ближайшие 5–7 лет правящая партия PIS останется у власти. Поэтому такая политика в отношении Украины продолжится», – прогнозирует политолог (https://rian.com.ua/analytics/20171110/1029326489/itogi–nedeli.html).

О том, что обострение в отношениях между Польшей и Украиной связано не только с различной трактовкой исторических событий, но и с внутренней политикой в Польше, говорит и политолог Е. Магда. «Правящая в Польше партия «Право и справедливость» готовится выиграть местные выборы, а после – президентские и парламентские. Партия выбрала понятную для избирателей тему и на фоне важности исторической политики объединяет вокруг себя всех консерваторов. Использует отношения с Украиной в своей внутренней политике» – подчеркивает он. Такой тактики, по мнению эксперта, придерживается и глава польского МИДа. В. Ващиковский «борется за собственное политическое будущее. Его считают основным претендентом на должность в Сейме, а после – на место в Европарламенте», подчеркивает Е. Магда. Но, по его мнению, обе стороны будут вынуждены преодолеть сложившуюся ситуацию, так как этого требуют многие «точки соприкосновения»: «Это и литовско–польско–украинская бригада, интерес в энергетическом сотрудничестве, совместное противостояние проекту «Северный поток–2» и украинские трудовые мигранты в Польше» (https://www.segodnya.ua/ukraine/polskie–politiki–ispolzuyut–konflikt–s–ukrainoy–dlya–pobedy–na–vyborah–politolog–1091559.html).

Такое мнение разделяет и политолог В. Фесенко: «ВПольше работает не менее миллиона украинцев, многие работают абсолютно легально и вносят большой вклад в польскую экономику. Есть и другие факторы, из–за которых Польше невыгодно иметь с нами напряженные отношения – общие границы, торговля и энергетика» (https://www.segodnya.ua/ukraine/polskie-politiki-ispolzuyut-konflikt-s-ukrainoy-dlya-pobedy-na-vyborah-politolog-1091559.html).

Таким образом, заключают эксперты, решение противоречий, проявившихся в последнее время в польско–украинских отношениях, потребует взвешенных шагов и взаимных уступок от обеих сторон, но может оказаться сложным и длительным процессом, поскольку их предпосылки заключены во многих общественно–политических факторах, логика развития которых может оказаться не вполне соответствующей общественным ожиданиям и политической целесообразности как в Польше, так и в Украине.

 

Якименко Ю. Україно-польські відносини в оцінках політиків та експертів[Електронний ресурс] / Ю. Якименко // Україна: події, факти, коментарі. – 2017. – № 22. – С. 28–35. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2017/ukr22.pdf. – Назва з екрану.