Ю. Якименко, мл. науч. сотр. ФПУ НБУВ

 

 

Переговоры специального представителя Государственного департамента США по Украине К. Волкера с представителями России и Украины в оценках политиков и экспертов

 

7 октября в Белграде состоялись переговоры специального представителя Государственного департамента США по Украине К. Волкера и помощника российского президента В. Суркова о перемирии на Донбассе.

Накануне К. Волкер сообщил, что на этой встрече стороны обсудят, «как стимулировать выполнение Минских договоренностей и восстановить территориальную целостность Украины», а бывший посол США в России Д. Теффт предположил, что одной из тем переговоров станет миротворческая миссия ООН на Донбассе.

Директор политического департамента Министерства иностранных дел Украины А. Макеев назвал мероприятие площадкой для переговоров, которая дополнит минский и нормандский переговорные форматы по урегулированию ситуации на Донбассе.

По словам пресс-секретаря Кремля Д. Пескова, цель переговоров – «сверить часы» между двумя странами. «В данном случае переговоры не нацелены на какой-то конкретный результат. Это процесс синхронизации позиций и сверки часов, обмена информацией, …что называется, из первых рук», – сообщил он (https://eadaily.com/ru/news/2017/10/07/v-belgrade-surkov-i-volker-sveryat-chasy-po-situacii-na-ukraine).

Говоря об итогах встречи, В. Сурков отметил, что они с К. Волкером сошлись на необходимости следования Минским договоренностям при решающей роли нормандского формата и Минской контактной группы. «Обсуждался предложенный Россией проект резолюции ООН по Донбассу. Найдено взаимопонимание по ряду позиций. Большинство выявленных разногласий признаны преодолимыми», отметил он (http://ren.tv/novosti/2017-10-08/surkov-i-volker-obsudili-v-belgrade-puti-realizacii-minskih-soglasheniy-po). «Договорились с Куртом, что наши консультации по украинскому урегулированию будут продолжены в необходимом для достижения результата объеме. В том, что в конечном итоге результат будет, не сомневаемся», – резюмировал В. Сурков (http://hvylya.net/news/digest/vladislav-surkov-prokommentiroval-peregovoryi-s-kurtom-volkerom-po-ukraine.html).

СМИ пишут, что встреча в Белграде также стала знаковым событием для Сербии. Представители власти страны, в частности глава сербского внешнеполитического ведомства И. Дачич, заявляли, что состоявшиеся переговоры – показатель улучшения внешнеполитической позиции Сербии. При этом некоторые обозреватели отмечали, что проведение таких переговоров может свидетельствовать о поиске сторонами путей разрешения конфликта на Востоке Украины без участия Евросоюза.

Наблюдатели подчеркивают, что встреча К. Волкера и В. Суркова в Белграде стала одним из самых «закрытых» мероприятий в рамках переговоров по проблеме Донбасса. При этом изначально ни представители России, ни представители США о нем не сообщали, а о дате встречи впервые стало известно от российских пранкеров, которые поговорили с К. Волкером от имени секретаря украинского СНБО А. Турчинова. Этот факт внес дополнительную интригу и подогрел интерес наблюдателей к готовящейся встрече.

Кроме того, накануне встречи через украинский парламент был проведен закон о продлении особого статуса Донбасса, а уже после начала переговоров документ был подписан Президентом П. Порошенко. По мнению некоторых экспертов, продление такого статуса могло быть частью «дорожной карты», которой негласно следовали представители РФ и США в переговорах по Донбассу, и без принятия этого закона встреча в Белграде не имела бы смысла.

Переговоры В. Суркова и К. Волкера (также последующая встреча К. Волкера с украинским Президентом) стали очередным фактором активизации в экспертном сообществе и политикуме дискуссий об эффективности Минских договоренностей и их дальнейшей судьбе ‒ как инструмента преодоления конфликта на Донбассе.

Наблюдатели напоминают, что в конце сентября К. Волкер заявил, что так называемый минский процесс – это инструмент, цель которого вовсе не в прекращении огня и завершении боевых действий. «С Минскими договоренностями, если внимательно прочитать их до самого конца, в сущности говоря, все хорошо. Проблема в том, что на практике добраться до конца очень сложно. Длительное время все ходили по порочному кругу... В итоге, почти три года ничего не происходило», – говорил К. Волкер в одном из интервью.

Он отмечал, что если Украина сможет предложить другой способ гарантирования безопасности, в частности с помощью введения миротворческой миссии, то тогда «можно рассчитывать, что российские войска уйдут». В таком случае, по его мнению, для осуществления необходимых политических шагов, появятся пространство и время, что позволит в полной мере выполнить Минские договоренности. «Если бы еще в феврале ‒ марте вы спросили кого-нибудь, в чем заключаются цели переговорного процесса, то вы бы получили ответ: прекращение огня, завершение боевых действий. Для меня такие цели не кажутся адекватными, потому что это не цели – это шаги в направлении достижения цели. А конечная цель – это восстановление территориальной целостности и государственного суверенитета Украины, гарантирование безопасности для всех украинских граждан. Если сфокусироваться именно на этом как цели, то открывается намного более широкое поле для поиска возможностей. В таком контексте Минские договоренности – инструмент (пусть и очень несовершенный) для достижения цели», ‒ заявлял К. Волкер. При этом он подчеркивал, что Минские договоренности «сохраняют действие санкций до тех пор, пока соглашения не будут выполнены», а также «помогают европейцам играть важную роль в процессе урегулирования» (http://vesti-ukr.com/politika/257799-minsk-nuzhen-ne-dlja-prekrashchenija-ohnja-volker-objasnil-v-chem-smysl-minskikh-perehovorov).

Сегодня многие эксперты прогнозируют, что Минские договоренности вскоре могут быть существенно дополнены. Как отмечает директор аналитического центра «Политика» Н. Давидюк, дискуссии о введении миротворческой миссии на Донбасс свидетельствуют, что проблема Донбасса уже решается не на уровне «Минска-2», а во многом на площадке ООН. Главным фактором, который повлияет на «архитектуру» Минских договоренностей, должно стать решения о введении на Донбасс миротворцев ООН, считает эксперт. Этот формат урегулирования ситуации, по его мнению, должен стать более действенным и приемлемым для выполнения (http://24tv.ua/ru/realno_li_izmenit_format_minskih_dogovorennostej_

mnenie_jeksperta_n865875).

Реализация Минских договоренностей в их сегодняшнем виде, как отмечают некоторые наблюдатели, грозит Украине «подрывом государственности». Это один из основных аргументов критиков этих соглашений, широко распространенный в украинском медиа-пространстве. «В свое время Минские договоренности были приняты в очень сложной ситуации. Они сыграли свою положительную роль, хотя, с другой стороны, в них России удалось заложить определенные положения, реализация которых в целом будет подрывать государственность Украины, ее деятельность в качестве самостоятельного субъекта международного права в том числе, – считает эксперт по международному праву В. Василенко. ‒ Сегодня удалось достичь с нашими западными союзниками понимания и договоренности о том, что Минские договоренности не могут выполняться механически, так как вздумается Путину или российской стороне» (http://24tv.ua/ru/evropa_dala_zelenyj_svet_minskie_soglashenie_ne_budut_

vypolnjat_v_interpretacii_putina_n874422).

Сегодня, подчеркивают наблюдатели, главным камнем преткновения между сторонами переговоров является различное представление о формате введения миротворческой миссии на Донбасс. Формально представители Украины и США на различных дипломатических площадках заявляют о неприемлемости российского варианта миротворческой миссии, но, как заявлял В. Сурков, такой вариант обсуждается в закрытом формате и по некоторым позициям найдено взаимопонимание, а большинство разногласий признаются преодолимыми.

Напомним, представители России заявляют, что функцией миссии должно стать обеспечение безопасности сотрудников ОБСЕ, а миротворцы должны находиться на линии разграничения и ни на каких других территориях. По мнению же украинской стороны, миссия ООН должна иметь более широкий мандат и находиться на всей территории Донбасса ‒ вплоть до границы с РФ.

К. Волкер не поддерживает идею о размещении миротворцев ООН на линии разграничения на Донбассе, это, по его мнению «еще больше разделит Украину». «Когда мы говорим собственно о присутствии миротворцев, то, что предложила Россия, является очень узкой концепцией и касается только присутствия на линии прекращения огня. Это, на самом деле, еще больше разделит страну. Это неприемлемо для кого-либо. Так территорию не восстановить», – заявил К. Волкер, подчеркивая, что миротворцы должны размещаться по всему Донбассу, на чем настаивает украинская сторона (https://eadaily.com/ru/news/2017/10/07/v-belgrade-surkov-i-volker-sveryat-chasy-po-situacii-na-ukraine).

Ранее К. Волкер заявлял, что после ввода миротворческой миссии на Донбассе могут пройти выборы, после чего должен вступить в силу закон об особом статусе, дающий неподконтрольным Украине территориям право самим формировать суды, органы прокуратуры и «народную милицию». Таким образом, выполнение политической части Минских договоренностей требует достижения компромиссной позиции относительно формата миротворческой мисси и принятия украинским парламентом закона о местных выборах на Донбассе, который бы устроил все стороны. На этой основе путем правительственных решений возможно возобновление полноценных торгово-экономических отношений с неподконтрольными территориями, реинтеграция которых требует особого статуса, включая неподконтрольные центральной украинской власти силовые структуры. Такой вариант решения проблемы Донбасса наблюдатели сегодня называют фантастическим, но именно эти проблемы сегодня и обсуждаются К. Волкером с представителями РФ и украинской стороной. Возможно, более реальный сценарий вскоре будет найден.

Украинские СМИ пишут, что такая схема урегулирования конфликта (решение по миротворцам – принятие Украиной закона о местных выборах на Донбассе – введение миротворцев – выборы – легитимация местных структур власти – допуск украинских сил к границе) может привести к образованию автономного Донбасса, неподконтрольного Киеву.

Большинство представителей украинского политикума исключают развития событий по такой схеме, отмечая, что необходимые решения не будут поддержаны парламентом. «Образование автономного Донбасса даже не рассматривается в теории. Украина никогда не отказывалась от этой территории и никогда не откажется. И я не думаю, что наши союзники за нашей спиной будут договариваться о том, что мы не в состоянии осуществить», – говорит депутат ВР, член фракции «Народный фронт» Д. Тымчук.

С ним согласен и военный эксперт О. Жданов. «США и Россия не смогут договориться об автономном Донбассе. Потому что это не устраивает американцев», – считает он (https://apostrophe.ua/article/politics/2017-10-10/dva-varianta-dlya-donbassa-chto-volker-i-surkov-obsujdali-na-sekretnyih-peregovorah/14886).

Более приемлемым вариантом может стать сценарий, по которому сначала миротворцы поспособствуют разграничению сил, прекращению огня и отводу техники, после чего украинский парламент примет законы, предусмотренные Минскими договоренностями. После этого мандат миротворцев может быть расширен на всю неподконтрольную Киеву территорию и начнется подготовка к местным выборам. Уже после этого граница будет передана под украинский контроль.

Некоторые обозреватели пишут, что такой вариант развития событий сегодня представляется более реалистичным и именно он взят за основу дальнейших переговоров. Но такое утверждение многим представляется очень спорным. Так, О. Жданов в принципе исключает введение на Донбасс миротворческой миссии и проведение там выборов. Он считает, что в соответствие с международными правовыми нормами миротворцы могут быть допущены на эту территорию в случае признания войны на Донбассе, однако и это не даст возможности сразу же организовать там выборы. «После введения миротворцев рекомендуется провести реабилитационный период на этих территориях. То есть заходят миротворцы, разрушают все незаконные формирования, изымают оружие, устанавливают режим правового статуса. Потом вводятся временные международные администрации, которые выполняют роль местных советов. В этот период также восстанавливается конституционный порядок, который дает возможность работать всем институтам нашего государства. Такой реабилитационный период длится три-пять лет. И за это время население восстанавливается в своих идейных убеждениях. И уже после этого оно готово к участию в местных выборах. Или же Украина может провести выборы без миротворцев, но для начала ей нужно признать “ЛНР/ДНР”», – говорит эксперт(https://apostrophe.ua/article/politics/2017-10-10/dva-varianta-dlya-donbassa-chto-volker-i-surkov-obsujdali-na-sekretnyih-peregovorah/14886).

Все эти проблемы дают основание наблюдателям как с украинской, так и с российской стороны сомневаться в эффективности ведущихся переговоров. «Боюсь, что эта встреча не приведет к каким-то конкретным результатам. Скорей всего, она будет просто одной из еще многих встреч, которые последуют за ней и которые продлятся еще, возможно, несколько лет», – комментирует встречу К. Волкера и В. Суркова заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Б. Безпалько (https://eadaily.com/ru/news/2017/10/07/v-belgrade-surkov-i-volker-sveryat-chasy-po-situacii-na-ukraine).

«Позиция Российской Федерации не сформирована по вопросу Донбасса. Они, скорее всего, остаются на прежней позиции, что Украина должна первой выполнить Минские договоренности. Поэтому я не верю в эффективность нового формата Сурков ‒ Волкер», – заявляет политический аналитик А. Бузаров (https://apostrophe.ua/article/politics/2017-10-10/dva-varianta-dlya-donbassa-chto-volker-i-surkov-obsujdali-na-sekretnyih-peregovorah/14886).

Проблема путей урегулирования ситуации на Донбассе стала главной темой обсуждения и в ходе визита К. Волкера в Украину, который состоялся 27 октября. В рамках этого визита в Украину специальный представитель Госдепа США по Украине провел встречи с Президентом П. Порошенко, спикером Верховной Рады А. Парубием и народными депутатами.

Как пишут СМИ, стороны скоординировали дальнейшие шаги по укреплению международного присутствия на Донбассе, как в рамках нормандского формата, так и на международных площадках, прежде всего в Совбезе ООН.

Также П. Порошенко и К. Волкер обсудили ситуацию безопасности в регионе и отметили важность выполнения Минских договоренностей. Отмечается, что К. Волкер высоко оценил утверждение Закона Украины «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины», подчеркнув, что это решение подтверждает приверженность украинской стороны мирному урегулированию.

По итогам преговоров стало известно, что К. Волкер готовит тезисы к резолюции по введению миротворческого контингента на неподконтрольную Киеву территорию Донбасса. «Самое главное сегодня от К. Волкера: возможно, что до конца года будет резолюция СБ ООН по миротворческой миссии на Донбассе. Тезисы он готовит», – сообщил депутат парламента
В. Арьев (http://korrespondent.net/ukraine/politics/3900975-arev-volker-hotovyt-rezoluitsyui-po-myrotvortsam).

По его словам, среди основных тезисов, которые предварительно огласил К. Волкер, – контроль миротворческой миссией украинско-российской границы на Донбассе и доступ миротворцев к местам дислокации тяжелой техники. «Суть визита К. Волкера – ознакомить П. Порошенко с дальнейшими шагами по выполнению Минских договоренностей, которые были согласованы на встрече Волкера ‒ Суркова», – комментирует встречу политический аналитик Д. Корнейчук.

По его словам, К. Волкер посетил Украину, чтобы передать П. Порошенко новые «вводные». Эксперт заявляет, что речь шла о том, что Украина должна согласиться выполнить требования российской стороны об охранной функции миротворческого контингента и отводе Украиной войск от линии разграничения. «П. Порошенко недавно был в Авдеевке и говорил, что предстоит ротация военных частей. Вот под видом этой ротации и произойдет отвод войск от линии разграничения», – считает Д. Корнейчук.

Наблюдатели также обращают внимание на появившуюся информацию, что К. Волкер после визита в Украину будет снова встречаться с В. Сурковым.

«Я думаю, учитывая такую информацию, основное внимание этих переговоров будет сосредоточено вокруг вопроса по вводу миротворцев. Американская сторона считает, что именно введение миротворцев может стать основой для мира на Донбассе, а за ними последуют политические решения в рамках выполнения Минских договоренностей. Сейчас идет поиск консенсуса между США и Россией. Решение по миротворцам будет принимать Совбез ООН. Соответственно без согласия России, у которой есть право вето, приниматься ничего не будет. Сам К. Волкер не раз говорил, что нынешнее положение дел не устраивает ни Украину, ни Россию, ни людей с Донбасса. И я не сомневаюсь, что на непубличных встречах Соединенные Штаты Америки требуют от Киева двигаться параллельно, в том числе по политической части Минских договоренностей. Тут можно вспомнить, как в преддверии предыдущего визита К. Волкера в Киев Верховная Рада торопилась продлить еще на год закон об особом положении Донбасса», – рассуждает политолог А. Кучухидзе (https://strana.ua/articles/analysis/101425-volker-i-poroshenko-vstrechalis-dva-chasa-zachem-spetspredstavitel-ssha-priezzhal-v-kiev.html).

Таким образом, отмечают наблюдатели, сегодня главные ожидания сторон по урегулированию ситуации на Донбассе сосредоточены вокруг проблемы выработки устраивающего все стороны формата миротворческой миссии ООН и достижения согласия о действиях по воплощению в жизнь шагов, предусмотренных Минскими договоренностями, которые, несмотря на критику и неоднозначное восприятие сторонами, декларируются как единственный путь деэскалации конфликта.

 

Якименко Ю. Переговори спеціального представника Державного департаменту США по Україні К. Волкера з представниками Росії і України в оцінках політиків та експертів[Електронний ресурс] / Ю. Якименко // Україна: події, факти, коментарі. – 2017. – № 20. – С. 25–31. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2017/ukr20.pdf. – Назва з екрану.