Ю. Якименко, мл. науч. сотр. «СІАЗ» НБУВ

Пути деэскалации конфликта на Юго-Востоке Украины в Ежегодном обращении Президента Украины к Верховной Раде

 

В своем ежегодном Обращении к парламенту Президент П. Порошенко подчеркнул, что в решении вопросов о реинтеграции оккупированных территорий Украина в первую очередь будет полагаться на политико-дипломатическую поддержку со стороны Запада и выполнение Минских договоренностей, которые, несмотря на критику, сохраняют сегодня приоритет в комплексе мер по восстановлению территориальной целостности страны. По его мнению, благодаря этим Договоренностям удалось сформировать «международную коалицию в поддержку Украины» и сохранить действенный механизм санкций против России, что, в свою очередь, дало время для укрепления армии и запуска «двигателя реформ».

В то же время военная угроза со стороны РФ и продолжение позиционной войны на Донбассе остаются ключевыми факторами неопределенности как для политической сферы, так и для экономических и социальных перспектив Украины, подчеркивает Президент. «Возвращение конфликта в горячую фазу поставит крест на всех реформах и на восстановлении уровня жизни украинцев в то время, как общество устало от войны», − отмечает он.

В то же время, по мнению Президента, несмотря на отсутствие политической воли к выполнению Минских договоренностей со стороны Кремля, что ставит под сомнение их эффективность, политическое давление на РФ с «пропорциональным повышением цены за невыполнение взятых обязательств» сегодня должно сохранять свое значение.

Экономические санкции против РФ останутся инструментом, на который, наряду с другими, будет рассчитывать власть и в решении вопроса Крыма. «Можно ли рассчитывать отбить Крым у России силой? Реалистично – нет. Уйдет ли она оттуда сама? К сожалению, нет. Но мы можем с вами создать условия, когда Крым станет для России непосильной ношей…» − заявил П. Порошенко, обращаясь к парламенту.

Эта проблематика привлекла особенное внимание украинского политикума и экспертного сообщества. Наблюдатели напоминали о заявлении спецпредставителя США по Украине К. Волкера о том, что санкции против России могут быть постепенно отменены только после выполнения Минских договоренностей, тогда как ограничения, введенные вследствие аннексии Крыма, сохранят свою силу.

«Минск − это не только перемирие. Требования Минска включают и перемирие, и политические шаги, и восстановление украинского суверенитета (на всей территории), и контроля Украины над границей. Поэтому санкции, связанные с минским процессом, не могут быть сняты до тех пор, пока все эти требования не выполнены», − заявлял он, подчеркивая, что, «даже если удастся добиться успеха в восстановлении контроля Украины на всей территории Донбасса, санкции, связанные с незаконной аннексией Крыма, будут действовать» (URL: http://korrespondent.net/ukraine/politics/3886959-volker-sanktsyy-budut-y-posle-vypolnenyia-mynska-2).

В то же время СМИ цитировали министра иностранных дел Германии З. Габриэля, который заявил, что полное выполнение пунктов Минских договоренностей об урегулировании ситуации на Донбассе невозможно без ослабления или отмены санкций против РФ. «Нереалистично полагать, что Минские договоренности должны быть реализованы до снятия санкций. Они были введены шаг за шагом и должны быть демонтированы шаг за шагом», − сказал он (URL: http://korrespondent.net/world/worldabus/3887864-berlyn-mynsk-nerealno-vypolnyt-do-otmeny-sanktsyi).

Еще одно важное заявление главы внешнеполитического ведомства Германии касалось возможности направить на Донбасс миротворческую миссию ООН. «Для меня очень важно, получим ли мы, наконец, перемирие в Восточной Украине. С этой целью шесть месяцев назад я предложил президенту России Путину направить туда, если это необходимо, миротворческую миссию ООН», − сказал он.

По словам З. Габриэля, ранее президент РФ не разделял такой идеи, но «теперь он согласился с этим предложением». «Конечно, у нас нет согласия по всем аспектами того, как должна выглядеть миссия ООН. Но Россия сделала большой шаг навстречу, и мы должны воспользоваться этой возможностью и сказать: давайте обсудим, как должна выглядеть эта миссия ООН», − заявил министр (URL: http://korrespondent.net/world/worldabus/3887864-berlyn-mynsk-nerealno-vypolnyt-do-otmeny-sanktsyi).

Комментируя Обращение украинского Президента к парламенту, эксперты отмечали, что хотя оно и засвидетельствовало наметившийся консенсус среди участников переговорного процесса в вопросе возможности отправки на Донбасс миротворческой миссии ООН, разногласия в видении формата такой миссии пока остаются препятствием для такого сценария.

Напомним, недавно президент РФ В. Путин заявил, что наличие миротворцев ООН пошло бы на пользу разрешению конфликта на Востоке Украины. Он высказался за то, чтобы миротворческие войска размещались на линии соприкосновения сторон и «ни на каких других территориях». В тот же день Россия внесла соответствующий проект резолюции на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

Позже в разговоре с канцлером Германии А. Меркель В. Путин допустил, что вооруженная миссия ООН может находиться в районе конфликта на Донбассе не только на линии соприкосновения. По его мнению, она должна охранять специальную мониторинговую миссию ОБСЕ.

Затем спикер МИД РФ М. Захарова сообщила, что Россия согласна на размещение миротворческой миссии ООН только на линии соприкосновения, а не на всей территории Донбасса.

Сегодня Россия продолжает настаивать на своем проекте резолюции о введении миротворцев на Донбасс. В соответствие с ним, миссия должна иметь мандат лишь на охрану наблюдателей ОБСЕ.

«Наше предложение очень четкое: миротворцы будут только охранять специальную мониторинговую миссию ОБСЕ и только при выполнении наблюдателями функций, вытекающих из Минских договоренностей. Любое другое предназначение миротворческой миссии будет означать перечеркивание этих договоренностей, к этому, собственно, украинская сторона, по-моему, и стремится», − сказал министр иностранных дел РФ С. Лавров после встречи с государственным секретарем США Р. Тиллерсоном (URL: http://www.segodnya.ua/politics/pnews/rossiya-sdelala-ssha-chetkoe-predlozhenie-po-mirotvorcam-na-donbasse-1057192.html).

В то же время наблюдатели указывают, что РФ готова согласиться с предложением А. Меркель о том, чтобы миротворцы находились по всей территории деятельности миссии ОБСЕ, в том числе и в районах временно неподконтрольных украинским властям. Поскольку это одно из важных требований украинской стороны в вопросе миротворческой миссии, наблюдатели заявляют о новых перспективах урегулирования ситуации на Востоке Украины.

Проблема формы возможной деятельности миротворческой миссии на Донбассе стала одним из важных аспектов обращения Президента П. Порошенко к парламенту. Президент Украины, в частности, заявил, что размещение миротворцев ООН на Донбассе не будет проходить по российскому сценарию.

Говоря об этой проблеме, Президент подчеркнул, что «размещение на всей оккупированной территории “голубых касок” ООН стало бы реальным прорывом в процессе мирного урегулирования и мощным фактором деэскалации» (URL: http://nv.ua/ukr/ukraine/politics/shcho-skazav-prezident-vistup-poroshenka-u-verhovnij-radi-ta-reaktsija-na-nogo-1808626.html). П. Поро-
шенко напомнил, что дискуссия по этому вопросу была начата Украиной еще в 2015 г., когда в Совбез ООН был направлен проект соответствующей резолюции. По его словам, до последнего времени Россия полностью исключала такую возможность, при этом партнеры Украины также не выражали особенной поддержки такого решения. Сегодня же за размещение на Донбассе миротворческой миссии ООН в той или иной форме высказываются все стороны переговоров.

«Безусловно, предложение РФ по развертыванию миссии ООН исключительно для целей охраны специальной мониторинговой миссии ОБСЕ является по меньшей мере странным», ‒ отметил Президент и подчеркнул, что Украина выступает за развертывание полноценной миротворческой миссии ООН на всем Донбассе, включая неконтролируемый участок российско-украинской государственной границы. Кроме того, по его словам, миротворческая миссия должна соответствовать руководящим принципам осуществления миротворческих операций ООН, что исключает участие в ней представителей страны-агрессора или сторон конфликта. «Абсолютно невозможно, чтобы Россия участвовала в миротворческой миссии, потому что Россия является стороной в конфликте», − отметил глава государства.

О том, что в случае развертывания на Донбассе миротворческой миссии ООН в ней не может быть россиян, заявляла недавно и первый вице-спикер Верховной Рады, представитель Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе И. Геращенко.«Россиян ни при каком раскладе не может быть в этой миссии. Это требование украинской стороны, и украинская дипломатия сейчас доносит эту позицию», – сказала она. По мнению И. Геращенко, украинский парламент не поддержит введение в Украину миротворческой миссии, в составе которой будут россияне. «Демократические фракции и вообще коалиция никогда не дадут голоса за миссию, где будет присутствовать Россия», – подчеркнула политик (URL: http://gordonua.com/news/war/gerashchenko-o-rossiyanah-v-mirotvorcheskoy-missii-na-donbasse-odnoy-rukoy-ubivat-a-drugoy-gladit-eto-mazohizm-na-kotoryy-ukraina-ne-poydet-209960.html).

«На самом деле Российская Федерация, президент России сбросили такое гибридное, суррогатное предложение относительно миротворцев, которые якобы должны размещаться только на линии соприкосновения и охранять миссию ОБСЕ, что является абсолютной чушью. Нет ни одной миротворческой миссии, мандат которой бы заключался в том, чтобы охранять другую миссию», – сказал она (URL: http://112.ua/politika/predlozhenie-rf-o-mirotvorcheskoy-missii-na-donbasse-postupilo-dlya-ottyagivaniya-vremeni-gerashhenko-413893.html).

В то же время Президент подчеркивает, что работа над этой инициативой не может стать основанием для отмены существующих международных санкций против России, которые должны оставаться в силе до полного восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины путем выполнения Минских договоренностей.

Проблема миротворческой миссии ООН на Донбассе стала главной темой и в выступлении П. Порошенко в Совбезе ООН.

Миротворческая миссия должна иметь мандат ООН и размещаться на всей территории Донбасса до границы между Украиной и Россией, считает Президент Украины. «Конечно, это не будет российский сценарий... миротворческая миссия должна быть с мандатом ООН и размещаться на всей территории Донбасса до границы между Украиной и Россией, чтобы не позволять войскам, оружию проходить на оккупированную территорию», ‒ отметил П. Порошенко в ходе недавнего визита в Канаду. По его словам, предложение России о введении миротворческой миссии на Донбасс неприемлемо, потому что «Россия хочет использовать миротворцев в качестве охранников для наблюдателей специальной мониторинговой миссии ОБСЕ».

Министр иностранных дел Украины П. Климкин сообщил недавно, что украинская сторона уже разработала проект резолюции по миротворческой миссии на Донбассе и после согласования с иностранными партнерами документ будет предложен для рассмотрения Совбезу ООН. «Мы ее внесем именно в тот момент, когда у нас будет общая позиция не только с нашими друзьями, но и со всеми основными игроками. И тогда Россия не сможет на 100 % начать игру, как всегда она делает, по созданию условий для ослабления мандата миссии», − сообщил министр. По его мнению, миротворцы будут эффективными, только находясь на всей оккупированной территории и на неконтролируемом участке границы ‒ именно такая позиция согласована со всеми украинскими партнерами (URL: http://korrespondent.net/ukraine/3889939-kyev-hotovyt-obschuui-rezoluitsyui-o-myrotvortsakh).

Эксперты указывают, что поиску путей решения проблемы Донбасса, о которых говорил Президент в Обращении к парламенту, должно поспособствовать и принятие закона «Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей Украины», проект которого, по сообщениям СМИ, вскоре будет внесен на рассмотрение парламента.

Сообщается, что документ, в частности, должен законодательно закрепить статус России как государства-агрессора. Правовой режим АТО будет заменен новым режимом, который на данный момент отсутствует в законодательстве. «Мы вводим термин “российская оккупационная власть”. Мы также констатируем, что Украина не несет никакой ответственности за действия оккупационных властей и признает ничтожными все документы, принятые оккупационными властями», – цитируют украинские СМИ источник в Администрации Президента. «Базовый принцип миротворческих операций ООН – беспристрастность. И мы сможем требовать отсутствия россиян в составе миротворческой миссии, если они будут признаны страной-агрессором», – говорится в сообщении (URL: http://apostrophe.ua/news/politics/government/2017-09-29/zakon-o-reintegratsii-donbassa-smi-uznali-vajnyie-podrobnosti-/108737).

В то же время разработчики законопроекта настаивают, что его необходимо принять в течение одной пленарной недели, поскольку 18 октября истекает срок действия закона об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО. Некоторые наблюдатели считают, что принятие такого закона усилит позиции Украины в Международном суде ООН, а также поможет в согласовании более приемлемого для украинской власти формата миротворческой миссии ООН на Донбассе.

Таким образом, заключают наблюдатели, в ближайшем будущем станет более понятно, каким образом положения по деэскалации конфликта на Донбассе, озвученные Президентом в ходе его обращения к парламенту, будут реализовываться на практике.

Одной из главных сторон этой проблемы эксперты называют сегодня разногласия по поводу видения особенностей работы миротворческой миссии ООН в Украине. От их решения будет зависеть дальнейший ход минского процесса и трансформация украинского политического дискурса в целом, для которого вопросы, связанные с путями деэскалации конфликта на на Юго-Востоке Украины, продолжают сохранять центральное значение.

 

Якименко Ю. Шляхи деескалації конфлікту на південному сході України у Щорічному зверненні Президента України до Верховної Ради [Електронний ресурс] / Ю. Якименко // Україна: події, факти, коментарі. – 2017. – № 18. – С. 34–39. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2017/ukr18.pdf. – Назва з екрану.