О. Ворошилов, ст. науч. сотр. «СІАЗ» НБУВ

Пенсионная реформа в Украине в оценках экспертов

 

Ключевым приоритетом Кабмина на второе полугодие глава правительства В. Гройсман назвал пенсионную реформу. Основная цель данной пенсионной реформы  – выравнивание расходной и доходной части Пенсионного фонда (ПФ). На сегодняшний день дефицит составляет более 140 млрд грн. Отсутствие достаточных средств для финансирования пенсий, а также требования Международного валютного фонда способствовали разработке нового проекта закона о пенсионном обеспечении взамен ныне действующего документа № 1058 от 2004 г.

17 мая 2017 г. Кабинет Министров Украины на своем заседании принял проект пенсионной реформы и направил его на рассмотрение Совета реформ.

Представляя законопроект, В. Гройсман подчеркнул, что система пенсионного обеспечения, при которой большинство пенсионеров находятся за чертой бедности, требует немедленных изменений.

Кроме того, Премьер отметил, что система начисления пенсий является несправедливой.

Также, по его словам, полностью утрачена дифференциация размеров пенсий в зависимости от заработка. «Существующая система также производит дискриминацию по году выхода на пенсию. Последнее осовременивание пенсий проводилось в мае 2012 года, тогда как минимальную зарплату повышали 9 раз. Как результат, имеет место дискриминация пенсионеров за годом выхода на пенсию – размер пенсий при равенстве страхового стажа и заработка может отличаться более чем в 3 раза, а пенсионеры беднеют со временем», – отметил он.

13 июля, в  последний рабочий день до начала летних каникул Верховная Рада достаточно уверенно, 282 голосами, приняла в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий». Таким образом украинский парламент дал старт пенсионной реформе.

Основными тезисами нового проекта пенсионной реформы в Украине являются следующие:

1. Осовременивание пенсий.

2. Обеспечение бездефицитности Пенсионного фонда.

3. Избежание повышения пенсионного возраста.

4. Отмена особых условий выхода на пенсию.

5. Отмена ограничения размера пенсий работающим пенсионерам.

6. Ежегодный перерасчет пенсий.

7. Повышение соцстандартов.

В целом, текущие нововведения призваны улучшить состояние бюджета. Это нужно в первую очередь из-за того, что большая часть бюджета страны уходит на «латание дыр» Пенсионного фонда. Никакое изменение руководства страны, открытие новых рынков или вступление в ЕС кардинально не сможет привести к улучшению ситуации с ним.

Ведь уже в ближайшее время один работающий украинец будет кормить более чем одного пенсионера. Это приводит к кардинальному дисбалансу в нашей системе, и деньги вместо того, чтобы отправляться в сферу образования или обороны, просто будет уходить на пенсионеров. Объем этих дотаций будет только увеличиваться. Единственный реальный способ для улучшения ситуации – снижение дотаций в Пенсионный фонд.

В новом законопроекте изменены правила расчета не только возраста, но и страхового стажа, по достижении которого будет начисляться пенсия.

Начиная с 2018 г. для выхода на пенсию нужно будет иметь за плечами 25 лет необходимого стажа. Каждый год к этому показателю будет добавляться еще один год, таким образом, уже в 2028 г. он будет составлять 35 лет.

Формула расчета пенсии непроста. Она рассчитывается из общего стажа, оклада будущего пенсионера и средней заработной платы по стране. За последние 10 лет последний показатель не изменяли, в итоге с октября текущего года проведут перерасчет пенсий для 5 млн украинцев, из чего можно ожидать увеличения пенсий от 50 до 1000 грн.

Уже со следующего года, в случае отсутствия должного стажа, будет выплачиваться расчетная пенсия, которая может быть ниже минимальной на сегодняшний день.

Если гражданин не наработал должного стажа, то в этом случае он теряет право на пенсию. Вместо нее будет выплачиваться социальная помощь.

Сами пенсии обещают повышать и пересматривать ежегодно.

В случае инфляции на уровне 8 %, перерасчет будут делать только исходя из 4% роста.

Уравняют пенсии для ученых, чиновников местной власти, прокуроров, депутатов и журналистов за счет ликвидации для них специальных пенсий. Пенсии, которые были назначены ранее, будут выплачиваться, как и ранее.

Всего в Украине ныне около 12 млн пенсионеров. 5,6 млн (46 %) получат прибавки в рамках «осовременивания». Еще 3 млн (25 %) получат лишь незначительную прибавку в рамках индексации соцстандартов. Для остальных 3,4 млн (или 28 %) размер пенсии не изменится.

Как проинформировал заместитель министра социальной политики Украины Н. Шамбор, пенсионная реформа, которая предусматривает осовременивание пенсий с 1 октября 2017 г., потребует в 2018 г. дополнительных 40 млрд грн. «На этот год, на три месяца после 1 октября нам нужно 12 млрд грн, на следующий год, по ориентировочным подсчетам, необходимо 40 млрд грн», – сказал он. Н. Шамбор добавил, что в месяц необходимая для осовременивания сумма будет составлять 3,8 млрд грн. По словам замминистра, средства будут аккумулироваться за счет дополнительных сборов единого соцвзноса благодаря повышению минимальной заработной платы и расширения базы налогообложения благодаря снижению размера единого социального взноса. Как сообщалось, поступления единого социального взноса в Пенсионный фонд в январе –июле превысили плановые показатели на 15%, или на 11 млрд грн.

Президент Украины П. Порошенко заявил, что рассчитывает на принятие украинским парламентом законопроекта о пенсионной реформе во втором чтении сразу после начала седьмой сессии Верховной Рады в сентябре. Об этом глава государства сказал 22 августа в Изюме Харьковской области. «Рассчитываю, что Верховная Рада с первых дней примет пенсионную реформу. Мы должны повысить пенсии», – сказал П. Порошенко. По его словам, новая система начисления пенсий окажется справедливой, поскольку размер пенсионных выплат украинцев будет напрямую зависеть от трудового стажа.

Премьер-министр Украины В. Гройсман также призвал парламентариев в сентябре окончательно принять законопроект по пенсионной реформе, но заявил, что поданные поправки народных депутатов могут полностью нивелировать правительственный вариант. «Есть много поправок к этому закону, которые уже предоставили депутаты, и эти поправки могут нивелировать, просто уничтожить этот закон. Поэтому наша задача – спасти этот закон от такой, я бы сказал, разрушающей модификации и получить поддержку украинских парламентариев – а как вы знаете, в первом чтении его поддержали 282 депутата – и выйти на финал и принятие в сентябре», – заявил Премьер во время рабочей поездки в Херсонскую область.

Следует отметить, что отношение к данной реформе неоднозначное. Противники реформы называют ее чуть ли не геноцидом пенсионеров.

«Пенсионная реформа нужна власти для того, чтобы уменьшить количество пенсионеров, и за счет этого уменьшить дефицит Пенсионного фонда», – считает лидер «Батькивщины» Ю. Тимошенко.

Подобную точку зрения озвучил и экономист В. Скаршевский, заявивший, что «суть пенсионной реформы очень проста. Так как это является одним из требований МВФ, это побольше денег собрать в Пенсионный фонд и меньше из него денег израсходовать. Побольше собрать – это значит обложить и малый бизнес большими налогами, а уменьшить расходы – это уменьшить количество пенсионеров и количество выплат».

Со своей стороны, координатор гражданской платформы «Новая страна» Т. Козак  отмечает, что в документе нет перехода от солидарной одноуровневой к двух- или трехуровневой системам накопления пенсий, поскольку накопительная система позволит увеличить выплаты лишь через 20 лет, а это не дает никаких баллов никому в правительстве. «Есть очень важная субъективная составляющая. Она состоит в том, что накопительный уровень даст возможность увеличить пенсии не сразу, а через 15-20-25 лет. Тогда, когда средства накопятся на личных счетах наших работников и когда начнут выходить на пенсию те, кто уже накопит эти деньги. А сегодняшнее правительство не хочет работать на результаты, которые появятся через десятки лет, на далекую перспективу. Это не дает никаких политических баллов никому», – отметил эксперт.

По мнению экономиста, научного сотрудника Института мировой экономики НАН Украины В. Степанюка, когда украинцы все посчитают и поймут, что нет экономического смысла выходить на пенсию и платить взносы в Пенсионный фонд, тогда они будут стараться работать неофициально. По его словам, если примут коэффициент 1 вместо 1,35, который учитывается при расчете пенсий в настоящее время, то пенсия и социальные стандарты фактически уменьшатся на 35%. «В этом случае смысла в выходе на пенсию вообще не будет. Пропадет экономическая целесообразность отчислять деньги в Пенсионный фонд, потому что если человек 35 лет будет отдавать со своей зарплаты  деньги, то в результате получит от государства в виде пенсии в два раза меньше, чем перечислил. Я думаю, люди быстро поймут это, все посчитают, и всячески будут избегать работать официально. Правительство просто хочет заработать на Пенсионном фонде», – заверил В. Степанюк.

Он уточнил, что 40 % мужчин  вообще не доживают до 60 лет, хотя они тоже платят пенсионные взносы. «И куда деваются их платежи? Они распределяются среди тех, кто дожил, поэтому расчеты правительства вызывают огромные сомнения.  А возможность докупить стаж – глупая затея. Чтобы купить 10 лет стажа – нужно оплатить 120-130 тыс. грн. Интересно, какой пенсионер имеет эти деньги?» – задается вопросом В. Степанюк.

В то же время эксперт уверен, что «реформа незаконна и в любой момент может быть оспорена в суде, поскольку ее положения прямо противоречат Конституции».

«Реформа важна для самого Гройсмана, ее будут  связывать с его именем, так как он давал личные обязательства.  Гройсман будет проталкивать эту реформу, акцентируя внимание на том, что у части граждан якобы поднимутся пенсии.  Это будет выставляться как огромное достижение действующего Кабмина», – говорит политолог А. Решмедилова.

По мнению эксперта,  в вопросе пенсионной реформы Кабмин идет путем подмены понятий – вместо повышения пенсионного возраста повышает трудовой стаж. «Сначала нас кормили обещаниями с повышением минималки, вспомните эпопею с 3200, но потом все поняли, что к этой минималке много всего привязано,  и на самом деле страдает большой пласт бюджетников. Согласно пенсионной реформе будет повышаться трудовой стаж. Пытались погасить негатив тем, что не будет повышаться пенсионный возраст, но по факту часть людей лишится пенсии, поскольку не будут попадать под  новые нормы», – рассказывает А. Решмедилова.

В данном контексте следует отметить, что, согласно исследованию Центра Разумкова, повышение пенсионного возраста или страхового стажа не поддерживают 86,1% граждан Украины.

В этой связи эксперт по социальным вопросам А. Павловский добавил, что на самом деле пенсионная реформа в формате Кабмина не имеет ничего общего с реальной реформой. «Не меняется сама философия солидарной системы пенсионного обеспечения. Что касается осовременивания пенсий, то это обязательство по индексации пенсий правительство и так обязано было выполнить, учитывая увеличение прожиточного минимума и минимальной зарплаты. Точно так же, это касается отмены налогообложения пенсий, что Кабмин обещал давно. В то же время, в “реформе” заложено скрытое повышение пенсионного возраста в результате пересмотра условий по пенсионному стажу», – добавил он.

«Проблема в том, что сама так называемая пенсионная реформа, которую предлагает Кабмин Гройсмана, не является пенсионной реформой по своей сути. Это изменение условий выхода на пенсию и условий начисления пенсий. Не более того», – уверяет председатель Комитета экономистов Украины А. Новак. «Как таковой реформы нет, потому что суть пенсионной реформы, которая нужна стране сейчас, – это переход от солидарной к трехуровневой системе, где второй и третий уровни – накопительные, при том один из них обязательный», – подчеркнул А.  Новак.

Эксперт отметил, что этого как раз в реформе от Кабмина Гройсмана и нет. «Поэтому даже если реформа и сорвется, то ничего катастрофического не произойдет. По сути, она и так не меняет одноуровневую пенсионную солидарную систему», – считает он.

По его словам, аргумент о сокращении дефицита ПФ благодаря реформе выглядит нелепо. «Дефицит смогут сократить на 7-8 млрд грн – при том, что дефицит ПФ сегодня достиг 142 млрд грн. Разве это показатель? Зато сокращать дефицит будут за счет изменения условий выхода на пенсию и начисления пенсий. Проблемы это не решает. В рамках солидарной системы ликвидировать дефицит ПФ невозможно в принципе, учитывая соотношение работающих и пенсионеров – примерно один к одному», – рассуждает А. Новак.

Как уточнил экономист, МВФ одобрил пенсионную реформу только из-за этих 7–8 млрд грн, поскольку им нужно, чтобы из госбюджета шло как можно меньше на покрытие дефицита ПФ. «МВФ интересует только то, чтобы Госбюджет был сбалансирован и с меньшим дефицитом. Любые изменения, которые уменьшают этот дефицит, они будут поддерживать. Но это не решает проблемы пенсионной системы как таковой. Никогда МВФ не вникает в конкретику. Они требуют одного – платежеспособности госбюджета. А как этой платежеспособности достигает страна – дело правительства, их это не волнует», – проанализировал эксперт.

А ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М. Птухи НАН Украины, кандидат экономических наук
Л. Ткаченко отмечает: «Министерство социальной политики заняло позицию, что размер пенсии не должен зависеть от даты выхода на пенсию, и пенсии новых пенсионеров не должны быть больше, чем у старых. Поскольку нормальным образом поддерживать уровень старых пенсий не удается, проблема решается тем, что новым пенсионерам дается меньше. Аргумент министерства такой, что человек, который только что вышел на пенсию, еще может продолжать работать и иметь второй доход. Если бы это было построено как процесс перераспределения (что сэкономим на новых – отдадим старым), это было бы хоть как-то социально обоснованным. К тому же, много тут не сэкономишь, новых пенсионеров очень мало. По статистике, новых пенсионеров от силы – 350 тысяч, а всего пенсионеров – 11,9 миллионов. Так что можно забрать у несчастных 350 тысяч новых пенсионеров, чтобы распределить на 11,6 миллионов старых?»

Несмотря на это, эксперт подчеркивает, что «какая-никакая, это реформа. Да ...она кардинально не решит ни одной проблемы. Но тут и не получится быстро что-то поменять, чтобы мы стали сразу процветать. Даже если в экономическом плане что-то улучшится, усиливается демографический фактор, идет быстрое сокращение населения трудоспособного возраста. И это является главным аргументом для повышения пенсионного возраста, так как иначе работать будет некому. Для того, чтобы Пенсионный фонд мог выплачивать пенсии, нужно, чтобы были работники, которые будут его наполнять, платить взносы и налоги. Для того, чтобы пенсии не были мизерными относительно доходов работающих, нужно поддерживать пропорцию между количеством плательщиков и получателей. Так что на самом деле основные проблемы и реформы в пенсионной системе у нас еще впереди».

В целом же по пенсионной реформе, предложенной правительством, разгорелась нешуточная дискуссия. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в ней есть немало скрытых течений. Единственный позитив данной реформы, который ни у кого сомнений не вызывает, состоит в снятии ограничений на суммы пенсий работающих пенсионеров.

Кабинет Министров надеется на принятие реформы уже осенью, хотя прения вокруг второго чтения обещают быть жаркими. Следует отметить, что единства относительно проекта нет даже в коалиции. Например, «фронтовики» признают: концепция хорошая, но на почве конкретики их многое не устраивает. Да и у правительственного плана есть конкурент – депутатский законопроект.

Если концепцию Кабмина все же утвердят в ближайшие месяцы, пересмотр условий назначения пенсий начнется с 1 января следующего года.

Впрочем, оптимизма добавляет тот факт, что перед нами первая реформа в истории Украины, которая принесет свои плоды явно не действующему ныне правительству. По большому счету, кроме критики в адрес действующих министров и неудовольствия населения, оно ничего не получит. До завершения текущего политического цикла в 2019 г. дотации бюджета на поддержание ПФУ будут составлять не менее 100 млрд грн в год. Первые плоды реформы дадут о себе знать не ранее 2025 г.