Чи стане Україна годувальницею світу?О. Ворошилов, ст. науч. сотр. «СІАЗ» НБУВ

 

 

Перспективы украинского АПК в контексте тенденций развития мировых продовольственных рынков

 

По прогнозам экспертов, до 2025 г. из-за неконтролируемого роста населения голод обещает стать проблемой номер один в общем списке болезней, войн, терроризма и прочих бед человечества. Только за последние 100 лет население Земли увеличилось в 4,5 раза.

В представленном в феврале 2017 г. Докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) «Будущее продовольствия и сельского хозяйства», в частности, отмечается: «К 2050 г. численность населения мира вырастет до почти 10 млрд человек. При сценарии с умеренным экономическим развитием такие темпы увеличения численности населения приведут к росту мирового спроса на сельскохозяйственную продукцию на 50 % по сравнению с текущим уровнем, что, в свою очередь, влечет усиление давления на уже истощенные природные ресурсы». В Докладе подчеркивается тесная связь изменений в рационе питания населения планеты (меньшее потребление зерновых и увеличение доли мяса, фруктов, овощей и обработанных пищевых продуктов) с возникновением экологических проблем, таких как обезлесение, деградация земель и выбросы парниковых газов. В свою очередь, изменения климата, ведущие к обострению засух и наводнений, негативным образом отражаются на мировом сельском хозяйстве. Тем не менее, на основной вопрос, который ставится в докладе: смогут ли в будущем мировое сельское хозяйство и продовольственные системы удовлетворять потребности растущего населения мира, его составители отвечают положительно. Кроме того, эксперты предупреждают, что без дополнительных усилий в содействии развитию бедных регионов, сокращении неравенства и защите уязвимых групп населения к 2030 г. голодать будут более 600 млн человек. «Текущие темпы прогресса не являются достаточными для того, чтобы искоренить голод к 2050 г.», – констатируют специалисты.  

В этом контексте можно говорить о значительных перспективах украинского АПК. Как известно, Украина владеет приблизительно 11 % запасов мирового чернозема (29 млн га), а ее доля в населении планеты составляет всего лишь 0,7 %.

Тем более что в Украине агросектор продолжает демонстрировать прирост и обновлять рекорды по экспорту на фоне общего ухудшения внешнеторговых показателей. Эти тенденции вывели АПК в чуть ли не единственный (по факту) локомотив украинской экономики. Так, на сегодняшний день аграрии уже опередили по объемам экспорта металлургов.

По поводу того, должна ли агросфера играть ведущую скрипку в украинской экономике и должна ли она стать основной точкой роста, есть разные мнения, поскольку есть отрасли с большей добавленной стоимостью. Но при этом никто не отрицает, что сельское хозяйство и продовольственная промышленность для Украины – один из обязательных и важнейших элементов.

Как отметила директор компании «Даниэль трейдинг С.А.» Е. Нероба, к 2025 г. доля Украины в общем объеме мирового экспорта пшеницы может возрасти до 7,7 %. При этом, по мнению эксперта, ключевыми рынками сбыта украинских зерновых будут страны ЕС и Азии. Кроме того, привлекательными останутся рынки Ближнего Востока и Северной Африки. «При экспорте зерновой в страны ЕС и MENA на руку Украине играет выгодное географическое расположение, что позволяет осуществлять быструю доставку продукции и предлагать более выгодные фрахтовые ставки в сравнении с поставками зерновой из США или стран Южной Америки», – пояснила Е. Нероба.

В свою очередь экономист, генеральный директор компании «УкрАгроКонсалт» С. Феофилов констатирует, что за последние пять-семь лет Украина ворвалась в элиту аграрного рынка. Она экспортирует до 40–
42 млн т зерна. Еще есть немалый экспорт масличных культур (соя, рапс, подсолнечник и др.). Но аграрный рынок включает и иных сильных игроков: США, страны ЕС и Южной Америки, Австралия, страны Черноморского региона. Конкуренция обостряется, переходит в плоскость качества бизнеса: эффективность использования ресурсов, логистики, качество зерна. Эти факторы будут влиять на украинский агрорынок в следующие три-пять лет.

В то же время, по мнению эксперта, большую роль будет играть разработка новых стратегий. «То, что за предшествующие семь лет Украина вышла в элиту мирового аграрного бизнеса, – большое достижение. Но сейчас наступает момент для его закрепления. На эту новую задачу для украинского аграрного бизнеса и экспорта практически не обращают внимания. Почему-то считается, что если мы экспортируем 40–42 млн т зерна, то так будет всегда. Нет, конкуренция за рынки, за потребителя будет нарастать. Укрепление позиций на целевых рынках невозможно без создания институциональных связей между экспортером и покупателем. Это прежде всего инвестиции Украины в инфраструктурные и логистические проекты на территории покупателей – это и порты, и сеть дистрибуции зерна и продуктов переработки», – считает С. Феофилов.

Следует отметить, что растущая роль и перспективы Украины как одного из ключевых игроков в обеспечении всемирной продовольственной безопасности вызвала определенный интерес со стороны целого ряда международных организаций, которые уделяют значительное внимание данным проблемам. Так, экспортные ограничения и сложности в развитии инфраструктуры зернового сектора вызвали необходимость участия ФАО и ЕБРР в поддержке диалога между государственным и частным секторами страны. В целом государственно-частный диалог в украинском зерновом секторе привел к устранению серьезных торговых барьеров и совершенствованию нормативной базы, что, в свою очередь, обусловило существенный рост инвестиций. Поскольку торговые ограничения были сняты и регулирование сектора улучшилось, ЕБРР, другие финансовые учреждения и их клиенты предоставили более 1 млрд долл. США на финансирование оборотного капитала и инвестиции в производство зерна, складские мощности, логистику и экспорт зерна, начиная с 2012 г. Последние также включали в себя модернизацию хранения зерна и создание возможностей для его речных перевозок. Хотя многое еще только предстоит сделать, чтобы раскрыть потенциал зернового сектора. В 2015 г. ФАО и ЕБРР оценили, что Украине необходимо инвестировать не менее 5 млрд долл. в улучшение хранения зерновых и масличных культур и около 1 млрд долл. – в модернизацию устаревших и закупку недостающих вагонов-зерновозов в ближайшие 10 лет. В то время как эти суммы звучат как труднодостижимые, нижний диапазон экономических издержек из-за неэффективности существующей системы хранения и материально-технического обеспечения в зерновом секторе был оценен в 600 млн долл. в год в 2014–2015 гг., когда сотрудники инвестиционного центра ФАО работали совместно со Всемирным банком над отчетом «Переход на высшую передачу: рекомендации по улучшению логистики зерна в Украине».

На сегодняшний день крупнейшими покупателями украинского зерна и товаров масличной группы являются страны Евросоюза и Египет. Затем Китай, Бангладеш, Таиланд, Индонезия – страны Азии в целом.

Покупатель номер один ячменя – арабский мир. Это Саудовская Аравия и другие арабские страны. Саудовская Аравия в сезоне 2016/17 – наибольший покупатель украинского зерна, прежде всего ячменя. Это традиционный рынок для Украины, там все связано с особенностями арабской кухни. Пшеница и кукуруза экспортируются в арабские страны и Турцию.

В то же время задача закрепления позиций на этих рынках и активное завоевание новых внешних рынков остается актуальной для украинского АПК.

Следует отметить, что недавно Минэкономразвития представило экспортную стратегию Украины, согласно которой власти планируют делать ставку на семь секторов экономики. Речь идет о сельском хозяйстве, информационных и коммуникативных технологиях, техобслуживании и ремонте воздушных суден, производстве запчастей и комплектующих для авиа- и аэрокосмической промышленностей, машиностроении, туризме, креативных услугах (дизайне, кино, моде). В МЭРТ уверены: именно эти отрасли позволят нашей стране построить тесные торговые отношения с 75 странами мира, среди которых особое внимание будет уделяться, например, США, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Китаю. И если экспортная стратегия будет реализована грамотно, для чего, в частности, планируется внедрить свыше 50 законодательных, организационных, образовательных, инновационных задач, тогда удастся восстановить огромный потенциал внешней торговли, ведь только в 2015 г., по оценкам экспертов, Украина недоторговала порядка 6 млрд долл.

Не секрет, что на сегодняшний день ситуация с экспортом у Украины не лучшая, ведь с 2012 по 2016 г. продажа наших товаров за рубежом упала почти в два раза – с 82,2 млрд до 44,9 млрд долл. В МЭРТ это объясняют снижением спроса на украинскую продукцию и неблагоприятной ценовой конъюнктурой на международных рынках, ухудшением финсостояния отечественных предприятий и отсутствием доступа к кредитным ресурсам, ограничением экспорта наших товаров на рынок РФ и транзитом через ее территорию в третьи страны, ростом себестоимости отечественной продукции, продолжением военного конфликта на Донбассе и аннексией Крыма. Все это заставляет наши предприятия искать новые рынки сбыта, отмечают аналитики, ведь, несмотря на имеющиеся проблемы, Украине есть что предложить за рубежом.

По мнению экспертов, сельское хозяйство и пищевую промышленность неслучайно называют одними из ключевых драйверов украинской экономики – в общей структуре внешней торговли Украины эти сектора занимают 42 %. Именно поэтому авторы экспортной стратегии уделяют особое внимание наращиванию производства и продажам данной продукции на иностранных рынках. Тем более что перспективы для роста спроса на продукты постоянно растут во всем мире. Поэтому аналитики считают, что в ближайшие 5–10 лет Украина имеет большие шансы закрепиться как основной аграрный поставщик в регионах Ближнего Востока, Южной Африки, Индокитая.

«В Китае обеспокоены тем, что в регионе стремительно растет спрос на продовольствие. Покупательская возможность населения растет, экономика растет, а резервов для наращивания производства у них нет. Поэтому в регионе будут вынуждены наращивать импорт зерновых, мяса, молока. В этом отношении эти страны рассматривают Украину как одного из самых интересных поставщиков», – приводит пример президент Украинской аграрной конфедерации Л. Козаченко.

В то же время для того, чтобы стать успешным экспортером агро- и пищевой продукции, важно реализовывать за рубежом не только сырье в виде, например, зерна или кукурузы, а нужно сконцентрироваться на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. Это может быть что угодно: варенье, кетчуп, сок, чипсы, сливочное масло, сливки, замороженные овощи и т. д. Причем такие задачи могут быть интересны в первую очередь представителям малого и среднего бизнеса, которые только задумываются о введении инноваций, реализации пищевых продуктов. «С целью первичной переработки МСБ может объединяться в кластеры или кооперативы. Такая модель кооперации в будущем сможет также получать финансовую поддержку государства», – отмечает замминистра агрополитики по вопросам евроинтеграции О. Трофимцева.

Также эксперты обращают внимание на проблему обезличенности украинской продукции, отсутствие ее брендирования. Потребитель не знает, что он покупает, например, украинское зерно. По документам это еще можно увидеть, но страна происхождения не играет роли в ценообразовании, а бренд играет. Импортеры украинского масла в Индию и Китай создают свои бренды на местных рынках, под которыми продают украинское масло. Фактически они забирают себе часть добавленной стоимости, которая могла бы оставаться в Украине. Поэтому разработка национального бренда для масел и других товаров могла бы поднять цены украинской продукции. Брендирование позволило бы вывести украинские продовольственные товары в категорию премиум-класса, премиум-качества, а такие товары менее подвержены колебанию цен. Таким образом, брендирование продовольствия Украины – это серьезный вызов как для операторов рынка, так и для соответствующих органов власти.

В целом же эксперты констатируют, что возможности украинского АПК значительно превышают потребности собственно Украины, а на мировых рынках ждут украинских продуктов. Рынки продовольственных товаров и пищевых ингредиентов стабильно растут, что является следствием уже упомянутых тенденций увеличения населения и его покупательной способности.

В то же время все это пока идет вразрез с нашей текущей моделью функционирования сельскохозяйственно-продовольственного комплекса. Прежде всего потому, что на сегодняшний день мы вывозим сырье, а не продукты его переработки. В общем представлении увеличение экспорта зерна воспринимается как достижение. Но на самом деле такое восприятие является весьма ошибочным. Вместе с этим сырьем мы отдаем большой потенциал добавленной стоимости, которым должны были бы воспользоваться сами. Так, 1 т экспортируемого зерна при мировой цене 150 долл./т (примерно как сейчас) принесет примерно 60 долл. добавленной стоимости, произведенная из него мука – 100–110 долл., а добытые из нее с использованием биотехнологий глютен, сироп и шрот – до 250 долл. То есть добавленная стоимость разворачивается более чем в четыре раза. Если в Украине будет таким образом перерабатываться 1 млн т зерна, то мы получим 250 млн долл. добавленной стоимости. Это примерно 15 тыс. дополнительных рабочих мест и 0,2 % ВВП страны.

По мнению экспертов, изменить ситуацию можно только в том случае, если внедрить инструменты поощрения и поддержки инвестиций в перерабатывающую промышленность. Перечень этих инструментов широк, от защиты инвестора до предоставления ему субвенций и налоговых стимулов. Смыслом этих мероприятий является удешевление инвестиций, упрощение операционной деятельности компаний, обеспечение беспрепятственного доступа к базовой инфраструктуре, сырью и трудовым ресурсам.

Если конкретнее, то на сегодняшний день нужно создавать резерв энергетических и транспортных мощностей прежде всего в центральных и южных районах страны, а также значительно расширить подготовку кадров для пищевой промышленности. На это нужно тратить в том числе и денежные средства регионов, которые они получили от децентрализации. Но Киев должен дать первоначальные скоординированные импульсы этой политики. Как и сделать ее непрерывной и независимой от смены правительств.

И напоследок. Агропромышленный комплекс далеко не единственная возможность Украины, хотя одна из самых очевидных. Он способен сыграть важную роль в новой индустриализации страны. Благодаря своему экспортному потенциалу эта отрасль должна не только привлечь в национальную экономику значительные денежные средства извне, но и перераспределить их в пользу развития ряда важных промышленных производств в Украине.

Потребности агропродовольственного сектора создадут в нашей стране большой платежеспособный спрос на промышленную продукцию, задействованную в цепочках производства продовольственных товаров. И критически важно направить эти средства на приобретение продукции именно отечественного производства. Тогда они будут вращаться в системе национальной экономики, и мы выйдем на производственную модель развитых стран, которые через правильно построенную экономическую структуру перераспределяют мировые ресурсы в свою пользу.

 

Ворошилов О. Перспективи українського АПК в контексті тенденцій розвитку світових продовольчих ринків [Електронний  ресурс] / О. Ворошилов // Україна: події, факти, коментарі. –  2017. – № 8. – С. 38–43. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2017/ukr8.pdf. – Назва з екрану.