Крестьянки, наложницы, артистки, наездницы: открытие «новой женственности» в живописи ХIХ векаИменно XIX век можно считать тем переломным периодом, когда женщины начинают осознавать себя не только как биологические и сексуальные объекты, но и как субъекты творчества и интеллектуальной деятельности – то, что позже назовут началом женской эмансипации. В ХIХ столетии происходит пересмотр традиционных представлений культуры о женственности и сексуальности, происходит осознание наличия множественных идеалов женственности, которые существуют параллельно и в значительной степени зависят от социально-экономических условий в обществе и легальных возможностей для женщины реализовать себя. Как пишут западные исследовательницы, отличия ХIХ века от предыдущих эпох было в том, что появление «новой женственности» стало результатом многочисленных публичных дебатов о статусе женщины в обществе, о женском праве на образование, о женском участии в политике и научной карьере.

Задачи нашего исследования – изучить, какое отражение женская эмансипация получила в европейской живописи ХIХ века, как смена социокультурных представлений о роли женщины отразилась в появлении новых художественных тем и образов. Нам представляется важным реконструировать типологию социокультурных ролей женщины, представленных в живописи XIX века, в частности, от «одалиски», или «наложницы», как знаков культурной зависимости женщины – к образам «женщин-художниц» и «читающих женщин» в европейской живописи как знакам женской самодостаточности.

 

В. А. Суковатая, Е. Г. Фисун