ТарифиО. Ворошилов, ст. науч. сотр. «СІАЗ» НБУВ, канд. ист. наук

Новые тарифы на газ для населения в оценках экспертов

 

С 1 апреля 2015 г. в Украине повышаются тарифы на электроэнергию, газ, тепло и горячую воду для населения. Кроме того, с 1 мая украинцев также ожидает рост цен на холодную воду.

После роста тарифов, по подсчетам Научно-исследовательского института социальных исследований (ISS), украинские семьи будут тратить более половины зарплаты (57,3 %) на оплату жилищно-коммунальных услуг. Для сравнения, в Великобритании это соотношение составляет 7 %, в Германии – 7,7 %, в Словакии – 17,1 %, в Польше – 22,9 %, Греции – 28,2 %, Румынии – 24,7 %. 

В связи с этим большинство экспертов отмечают, что при такой существенной нагрузке на семейный бюджет в условиях снижения реальных доходов и галопирующей инфляции украинцы просто физически не смогут платить за коммуналку по новым тарифам.

Наиболее существенным станет повышение платы за используемый населением газ. В частности, Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, повысила минимальный тариф для населения на газ, используемый для отопления, в 3,3 раза. Цена на газ для отопления повышена на 1791 грн за 1 тыс. куб. м – до 3 тыс. 600 грн за 1 тыс. куб. м. Такой тариф будет действовать на объем до 200 куб. м. в месяц и только в отопительный сезон (1 октября – 30 апреля).  Объем свыше 200 куб. м в месяц, а также газ, потребленный не в отопительный сезон, будет оплачиваться по цене 7 тыс. 188 грн за 1 тыс. куб. м.

В 6,1 раза возрастает цена газа, используемого населением для приготовления пищи и подогрева воды. Теперь, вместо 1 тыс. 182 грн за 1 тыс. куб. м., придется заплатить 7 тыс. 188 грн.

При отсутствии счетчиков население будет платить за газ единую цену – 7 тыс. 188 грн за 1 тыс. куб. м.

Раньше в Украине действовала иная тарифная сетка на газ для населения с разбивкой на потребление. Пользователи, сжигавшие до 2,5 тыс. куб. м. в год, платили по минимальному тарифу – 1 тыс. 089 грн за 1 тыс. куб. м. В эту категорию попадало около 75 % всех бытовых потребителей газа в стране.  Для тех, кто потреблял до 6 тыс. куб. м, действовал тариф 1 тыс. 788 грн за
1 тыс. куб. м. Свыше 6 тыс. куб. м в год – 3 тыс. 645 грн. (Все эти цифры действительны при наличии счетчиков).

Следует отметить, что предложенная месячная норма потребления газа в отопительный сезон вызывает у экспертов много вопросов. Они уверены, что уложиться – просто нереально.  Так, на отопление дома в 250 кв. м в месяц уходит около 300 куб. м газа при «мягкой» зиме и до 800 куб. м – в морозы. Чтобы платить по минимуму, украинцам придется либо отапливать всего одну комнату в доме, либо отказываться от газа вовсе.

Впрочем, по мнению сопредседателя Фонда энергетических стратегий Д.  Марунича, повышение тарифов на газ для населения было неизбежным. «Кредиторы требуют уменьшения дефицита “Нефтегаза” и уменьшения дефицита госбюджета. Вариант повышения тарифов и субсидирования – один из способов снизить дефицит. Однако это сработает, если ситуация в экономике начнет стабилизироваться и реальные доходы населения начнут повышаться. Иначе придут к печатанию денег на субсидии и очередному кругу инфляции и девальвации в стране», – считает Д. Марунич. 

Эксперт отмечает, что о достижении поставленной цели можно будет судить только по результатам 2015 г. «Понятно, что какая-то часть потребителей, богатые люди, если они еще остались в стране, будет полностью оплачивать счета за газ. Дефицит “Нефтегаза” можно будет сбалансировать, но при этом вырастет дефицит госбюджета – деньги пойдут на субсидии, и это неизбежно. Однозначно ответить на вопрос, хватит ли 24 млрд грн, заложенных в бюджете на субсидии, сложно. Тем более сейчас повышены тарифы на газ для населения, а ожидается еще повышение тарифов на тепло. Единственный плюс – субсидии начнут выплачиваться ориентировочно с октября 2015 г., когда резко возрастут расходы на отопление. А хватит ли их, думаю, даже в Минфине сейчас не смогут ответить», – говорит Д. Марунич.

Он также отмечает, что «раньше было важно, сколько человек потребил газа в год. Теперь, при норме в 200 куб. м газа в месяц, не исключено, что реально уложиться в нее зимой будет крайне сложно. Часть людей, которые могли уложиться в норму в 2,5 тыс. куб. м в год, не “поместятся” в  месячную квоту и будут вынуждены платить больше за счет того, что просто не смогут потреблять меньше. Все это делается специально, мол, мы призываем вас экономить, а как это делать, дело ваше – хоть в землянке живите зимой. Это цинично и несправедливо», – считает эксперт.

Больше всего потеряют владельцы частных домов размером более 60 кв. м. «Уже ходят дискуссии, или отключать от отопления дом и сидеть в одной комнате, или ставить твердотопливные котлы, и сжигать дрова и все окружающие деревья», – отметил Д. Марунич.

Однако с нынешними ценами установить твердотопливные котлы или альтернативные виды отопления очень дорого. По словам эксперта, солнечная установка, которая может полностью содержать дом, в среднем стоит 10 тыс. дол. Поэтому дешевле утеплять дом энергосберегающими материалами.

В то же время Д. Марунич считает, что новые тарифы являются экономически обоснованными. Он пояснил, что сумма 7,2 тыс. грн высчитывается по следующей схеме: 330 дол. 1 тыс. куб. м газа по курсу 17,6 грн/дол. + НДС+стоимость транспортировки газа. «Это не фантастическая цифра. Это то, что предлагало руководство “Нефтегаза” еще летом 2014 г. Это называется “единая оптовая цена”. С точки зрения экономики, какая-то логика в этом есть. А с точки зрения людей – это 900 баксов, если бы мы вернулись во времена преступного режима (8 грн\дол. – Прим. авт.)», – пояснил Д. Марунич.

В целом эксперт прогнозирует, что Украину ожидает один из двух сценариев: оптимистический или катастрофический. «Сценарий № 1: счета как-то будут оплачены. Да, будут долги, но они будут некритичны. При этом предприятия облгаза, теплокоммунэнерго смогут купить необходимые объемы газа и как-то прожить до конца 2015 г. И сценарий № 2: катастрофический. Если поставщики энергоресурсов не смогут получить деньги от населения, возможен срыв поставок коммунальных благ большинству потребителей». Эксперт также напомнил, что с основными экспортерами Украина работает по предоплате. «В рыночной экономике никто его (газ. – Прим. авт.) без денег не даст. Мы работаем по предоплате и с “Газпромом”, и с Евросоюзом. Соответственно, как только мы не оплатим объемы газа, он прекратит идти в страну».

Со своей стороны директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины В. Землянский, говоря об обоснованности новых тарифов на газ для населения, отмечает, что «с точки зрения “Нефтегаза” – да, потому что они пытаются привести его в соответствие с ценой импорта газа. Кстати, не совсем понятно, зачем это нужно делать. Ведь, скажем, чтобы выйти на уровень рентабельности для “Укргаздобычи”, достаточно было поднять тариф для населения на 30–40 %, а не в пять раз, потому что граждане используют газ внутренней добычи. Если же мы будем считать экономическую целесообразность с точки зрения наших доходов, то, полагаю, такое повышение совершенно необоснованно. И с учетом подорожания “коммуналки” (газа и горячей воды) платежки, которые придут в ближайшее время, крайне неприятно нас удивят, даже без учета цен на отопление».

Он также обращает внимание на то, что, по информации Бюджетного комитета Верховной Рады, после увеличения тарифов 77 % семей будут нуждаться в субсидиях. «Соответственно, все деньги, которые правительство получит от повышения, оно должно направить на выплату этих субсидий, – отмечает эксперт. – Вот еще цифры. В прошлом году граждане заплатили за коммунальные услуги 40 млрд грн. За все. Так вот, Кабмин рассчитывает, что за газ население еще в нынешнем году к этим 40 млрд заплатит дополнительно еще 50 млрд. Где людям взять такие деньги, чтобы решить проблемы правительства?».

Он также обращает внимание на то, что утверждения, что якобы повышения тарифов потребовал Международный валютный фонд, – неправда: «МВФ этого не хочет. В требованиях фонда есть сокращение дефицита бюджета, в том числе бюджета “Нефтегаза Украины”. А вот уже наше мудрое правительство принимает решение относительно того, каким образом его уменьшать. То есть Кабмин принял решение поднять тарифы до такого уровня, чтобы сократить дефицит бюджета “Нефтегаза”».

Впрочем В. Землянский уверен, что повышение тарифов не спасет «Нефтегаз». «Это явная антисоциальная мера, единственным результатом которой станет рост неплатежей. Дай Бог, чтобы в этом году удалось собрать с рынка столько, сколько собрали в прошлом году. Я буду считать это достаточно большим успехом», – отмечает эксперт. 

В этом контексте он задается вопросом «Зачем его спасать? Зачем спасать монополиста?». «Если монополист убыточный, если он не справляется со своими функциями, давайте его ликвидировать, давайте делать свободный рынок газа. Самое страшное на сегодняшний день это то, что рост тарифов подменяет собой реформирование рынка. Нам говорят: мы проведем реформы, поэтому мы повысим тарифы. Так вот, повышение тарифов – это только одна из составляющих реформы, причем не самая основная».

В частности, эксперт отмечает, что, сославшись на решения НКРЭ по увеличению тарифов на газ, правительство самоустранилось от своей главной функции – формирования внутренней политики, поскольку «вопрос газа – социальный, только вторично – это вопрос бизнеса». «Говоря о повышении тарифов и европейском уровне жизни, правительство забывает, что европейский уровень жизни – это еще и европейский уровень доходов. На том уровне, до которого подняли сегодня тарифы на газ, средняя зарплата в Украине должна составлять 18 тыс. грн. Я за повышение тарифов на газ, но если будут созданы соответствующие условия, когда население сможет оплачивать тарифы с учетом роста своих доходов. И те, кто говорит, что в Европе тарифы составляют 400 евро, забывают сказать, что средняя заработная плата составляет 2 тыс. евро», – считает В. Землянский.

Также он уверен, что уложиться в норму 200 куб. м газа в месяц невозможно. «Если ты нормально отапливаешь дом, в эту норму не войдешь. Соответственно, это дополнительная нагрузка на население, даже на исправных плательщиков, которые использовали газовые котлы для отопления домов. В лучшем случае, это повлечет за собой неплатежи, либо население сельской местности начнет отказываться от газа и переходить на печное отопление. Ни о каких энергоэффективных мероприятиях речи не идет: в селе не будет никаких новых котлов, никакого биотоплива – люди будут просто жечь дрова».

Член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Ю. Корольчук также прогнозирует, что после введения новых тарифов «люди просто перестанут платить, потому что у них не будет денег».

Отмечая, что повышение тарифов ЖКХ не имеет отношения к требованиям Международного валютного фонда, эксперт пояснил, что там требовали ликвидировать дефицит «Нефтегаза» и теплокоммунэнерго, и правительство решило сделать это за счет потребителей. «Правительство сняло с себя ответственность за эту ситуацию и перенесло ее на НКРЭ. По сути, чтобы там просто легитимизировали повышение тарифов и не было политической ответственности ни на Яценюке, ни на Порошенко, ни у политических партий».

В целом Ю. Корольчук считает, что Украину ждет коллапс системы ЖКХ, потому как проблемы отрасли – в том числе дырявые теплотрассы – не решены, теплопотери останутся на прежнем уровне, при этом тарифы значительно возрастут. «Люди не смогут платить, потому что вместе с тарифами повысились цены и на еду, транспорт и лекарства, а доход остался прежним». Единственный выход для населения, заявил эксперт, – обращаться в суд. «Нужно оспаривать тарифы, требовать публичного представления расчетов, почему человек должен платить 7 тыс. 200 грн за газ собственной добычи. Впрочем, захотят ли заниматься этим юристы – не факт, нужно пробовать», – резюмировал Ю. Корольчук.

О том, что принятое правительством решение о повышении тарифов приведет к негативным последствиям, говорит и эксперт в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Института общественных исследований Д. Довженко. «Многие люди просто не смогут платить за коммунальные услуги, – отмечает он. – Например, представим частный дом, имеющий 100 кв. м отапливаемой площади. За год семья из четырех человек расходует на отопление, приготовление пищи и подогрев воды примерно 5 тыс. куб. газа. По старой цене, действующей до 1 апреля, семье нужно было платить за газ около 9 тыс. грн в год. После введения новых тарифов сумма составит около 31 тыс. грн. То есть фактически семья будет вынуждена отдавать большую часть своей зарплаты за природный газ. В таких условиях резко увеличится число неплательщиков. В дальнейшем кризис неплатежей приведет к тому, что газовые компании и теплокоммунэнерго не смогут получать средства на ремонты, зарплату сотрудникам, налоги и т. д. Впоследствии это скажется на качестве услуг и приведет к перебоям в их предоставлении, вплоть до аварий и остановок в зимний период»,  – прогнозирует Д. Довженко.

Также эксперт подвергает критике точку зрения о том, что необходимость существенного повышения тарифов на газ для населения вызвана дороговизной импортируемого Украиной голубого топлива, и доказывает, что объемы газа, потребляемые украинцами, в целом покрываются внутренней его добычей. «Поскольку мы еще не знаем прогнозного баланса поступления и распределения газа в Украине на 2015 г. (хотя, в соответствии с законодательством, его уже должны были подать на рассмотрение Кабмина), то исследуем ситуацию на примере прошлого года, – говорит Д. Довженко. – Согласно прогнозному балансу газа на 2014 г., всеми украинскими компаниями было добыто 15 млрд 276 млн куб. м голубого топлива. При этом на нужды населения выделялось 15 млрд 419 млн куб. м. По Закону “Об основах функционирования рынка природного газа” весь указанный объем добытого топлива следует продать населению. Подчеркну, что добытый в Украине газ нельзя использовать для других целей, в том числе производственных, а также для компенсации коммерческих потерь добывающих, газотранспортных или газораспределительных компаний. Таким образом, чтобы полностью обеспечить население, не хватает 143 млн куб. м в год. Это 0,9 % от объема потребления газа гражданами, или 0,33 % от общего объема потребления газа в стране. Как видим, дефицит ничтожно мал. А значит, газ собственной добычи для населения у нас есть», – резюмирует эксперт.

Следует отметить, что для того, чтобы минимизировать финансовое давление на малообеспеченные слои населения, правительство в этом году выделит 12,5 млрд грн в качестве компенсации.

Впрочем, некоторые эксперты сомневаются в эффективности и прозрачности реформы субсидий. Так, доктор физико-математических наук, заведующий отделением Института геофизики НАН Украины Я. Хазан в статье для ZN.UA пишет о том, что новые разрекламированные правительством реформы в отношении тарифов и субсидий могут не только не дать желаемого эффекта для экономики страны, но и образовать новую коррупционную схему, способствовать тенизации доходов ради получения субсидий и даже энергетической расточительности, а не экономии.

В частности, Я. Хазан напоминает, что, в соответствии с заявлением главы «Нефтегаза» А. Коболева, если коммунальный платеж будет превышать 15 % от чистого дохода домохозяйства, то остальную сумму будет покрывать государство с помощью субсидий. Здесь же он подчеркивает, что правительство на данный момент еще не установило, что именно изначально понимается под «домохозяйством», а это вызовет шквал уточняющих вопросов у населения.  «Например, два человека, зарегистрированные в одном месте, но живущие в разных, – это домохозяйство? А два человека, живущие вместе, но зарегистрированные в разных местах?» – спрашивает Я. Хазан.

Я. Хазан приводит статистику, согласно которой за 2011–2013 гг. и на начало 2014 г. на коммунальные платежи приходилось примерно 9–12 % расходов от домохозяйства. Это означает, что при повышении тарифов, скажем, в полтора раза суммы в платежках составят уже 13,5–18 % расходов домохозяйств, то есть для многих семей превысят 15 % их расходов.  Затем он приводит показатель средней зарплаты граждан Украины за январь 2015 г. – 3 тыс. 455 грн. «Даже если в семье есть двое работающих с такой зарплатой, то 15 % от их суммарной чистой зарплаты 5 тыс. 873 грн (6 тыс. 910 грн «минус» подоходный налог 15 %) составляют 881 грн. Начиная со второй половины прошлого года такие расходы на коммуналку для двух-трехкомнатной квартиры – это рядовое дело. То есть такая не бедная, по нашим меркам, семья тоже имеет право претендовать на субсидию. Это означает, что уже анонсированное первоапрельское повышение тарифов практически бессмысленно, а тем более все последующие», – делает вывод эксперт. 

Он также добавляет, что вопреки заявлениям о том, что повышение тарифов будет подстегивать население, особенно недостаточно обеспеченное, экономить, этого может не произойти. «Человек, который точно знает, что, независимо от потребления, платит одну и ту же сумму – 15 % от доходов, никак не будет склонен экономить», – поясняет логику Я. Хазан. 

Эксперт также опасается, что, наряду с хрупким шансом вывести зарплаты из тени благодаря реформе соцвзноса, реформа тарифов и субсидий заново может ввести доходы и налоги в тень, чтобы экономить на тарифных платежах.

Также он подозревает, что посредством нового бюрократического механизма государственные субсидии по факту будут идти «Нефтегазу», Киевэнерго и прочим «энерго», а следовательно – владельцам этих монополистов, что может породить новую коррупцию. Автор считает, что каждое заявление на субсидию от людей – это повод «вынуть» деньги из бюджета и направить их «по адресу». «Я бы ввел безо всяких субсидий двухступенчатые тарифы. Первая ступенька – низкий социальный тариф, а вторая – сразу высокий, экономически обоснованный. Не уверен, что такой двухступенчатый тариф – это наилучший вариант, но он определенно работоспособен, лишен какой бы то ни было коррупционной составляющей, не требует никакого специального администрирования, помимо обработки обычных платежек, и стимулирует энергосбережение», – резюмирует эксперт.

Следует отметить, что обоснованность опасений экспертов по поводу того, что после введения новых тарифов крайне обострится ситуация с неплатежами, подтверждается тем фактом, что уже на сегодняшний день за газ могут платить только чуть больше половины украинцев.

Как отметил в этой связи глава Всеукраинской энергетической ассамблеи И. Плачков,из-за роста тарифов и тяжелой экономической ситуации в стране все меньше украинцев платят за газ. «На сегодня тенденция становится ужасающей. Уровень оплаты за газ сейчас составляет около 60 %, а теплокоммунэнерго – 30 %», – сказал он.

Эксперт напомнил, что в 1990-е годы уровень платежей был 30–40 %. По его словам, тогда ситуация закончилась тем, что операторы на атомных станциях жили в палатках рядом с атомными станциями и не получали зарплаты по 8–10 месяцев. «Поэтому я знаю, куда мы можем войти и как тяжело оттуда выйти», – подчеркнул он.

В целом же большинство экспертов уверены, что, хотя повышение тарифов является шагом вынужденным и обоснованным, пути его реализации недостаточно проработаны. Также отмечается, что в условиях, когда цены растут, а зарплаты не меняются, это может привести к массовым неплатежам за коммунальные услуги, поскольку  уложиться в предложенный лимит потребления газа в отопительный сезон почти невозможно.

P. S. Большинство украинцев намерены игнорировать повышение тарифов на газ с 1 апреля 2015 г. и не платить вовсе. Об этом, в частности, свидетельствуют данные опроса, проведенного порталом MIGnews.com.ua.

Около 64 % респондентов ответили, что никак не относятся к нововведению и платить не собираются. Двадцать три процента опрошенных начинают изучать энергосберегающие технологии и попытаются хоть как-то сэкономить. И 13 % ответили, что уже откладывают деньги на оплату счетов за коммуналку и «затягивают пояса».