Миротворча місіяЮ. Якименко, мол. наук. співроб. СІАЗ НБУВ

Возможность и перспективы введения в Украину международного миротворческого контингента в оценках политиков и экспертов

 

В украинском политикуме и медиа-пространстве продолжается дискуссия о возможности и целесообразности введения в страну миротворческого контингента для предотвращения эскалации напряженности в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Успех миротворческой миссии в Украине остается спорным вопросом. Некоторые эксперты видят в этом единственный оставшийся выход из сложившейся сегодня на Донбассе ситуации, другие же высказывают на этот счет большие сомнения.

Такой шаг, по мнению многих обозревателей, мог бы поспособствовать прекращению огня, в то же время надолго заморозив конфликт.

Что касается сроков принятия соответствующих решений, то по некоторым оценкам, на это может потребоваться до полугода.

Напомним, в начале февраля украинский парламент не поддержал инициативу «Оппозиционного блока» относительно переговоров с Россией по вопросу введения в Украину международного миротворческого контингента.  Как заявил тогда глава фракции «Блока Петра Порошенко» Ю. Луценко, эти миротворцы будут также российские, поэтому фактически это было бы просьбой к российской стороне оккупировать украинскую территорию и заморозить конфликт на долгий срок, как это произошло в Грузии. Однако позже за необходимость проведения на Донбассе миротворческой миссии высказались многие представители власти, в том числе и сам Президент, который на заседании СНБО отметил, что лучшим форматом миротворческой миссии для Украины будет полицейская миссия Евросоюза.

«Уверен в том, что это будет наиболее эффективной и наиболее оптимальной гарантией безопасности ситуации, которая сложилась, когда мир не соблюдают – ни Россия, ни те, кто ее поддерживает», – заявил П. Порошенко. 

Глава украинского внешнеполитического ведомства П. Климкин считает, что миротворческая миссия может начать работу под эгидой как ООН, так и ЕС. По его мнению, на Восток Украины сначала следует ввести миротворцев, а после полного прекращения огня – полицейскую миссию. По его словам, контингент миротворческих сил, который «может быть ООНовским, может быть ЕСовским», но, скорее всего, «будет смешанным», необходим для деэскалации конфликта, а полицейская миссия ЕС – для поддержания порядка.

28 марта П. Порошенко обратился с просьбой поддержать рассмотрение в институтах ЕС возможность направления миротворческого контингента в Украину к председателю Европейской комиссии Жан-Клоду Юнкеру, чей визит в Киев был запланирован на 30 марта, однако был отложен «из-за непредвиденных обстоятельств». Обозреватели отмечают, что украинская сторона стремится уладить все формальности, связанные с решением проблемы миротворческой миссии, к саммиту Украина – ЕС, который состоится в Киеве 27 апреля.

Инициатива Украины по привлечению миротворческого контингента в зону конфликта на Донбассе выразилась в решении Совета национальной безопасности и обороны от 18 февраля обратиться с соответствующей просьбой в ООН.

В СНБО посчитали, что обеспечение национальной безопасности Украины и неотложное разрешение кризисной ситуации, сложившейся на Востоке страны, а также обеспечение эффективной имплементации минских договоренностей требуют обращения в Совбез ООН и Совет ЕС с просьбой о разворачивании на территории Украины международной операции по соблюдению мира и безопасности. По мнению членов СНБО, миротворческая миссия ООН должна быть размещена вдоль линии разграничения на Донбассе и неконтролируемых участков государственной границы с РФ.

В связи с этим, СНБО предложил Президенту обратиться от имени Украины к этим международным организациям с просьбой направить в Украину миротворцев.

В решении СНБО отмечается, что обращение к ООН и Евросоюзу о введении в Украинумиротворческой миссии «вызвано необходимостью создания условий для скорейшего восстановления правопорядка, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц, создания условий для возвращения жителей в вынужденно оставленные места постоянного проживания, и восстановления нормальной жизнедеятельности в населенных пунктах оккупированного Донбасса».

В своем решении СНБО также руководствовался необходимостью реализации «мирного плана президента Украины Петра Порошенко» и эффективной имплементации положений Минского протокола от 5 сентября 2014 г., Минского меморандума от 19 сентября 2014 г. и Минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 г.

СНБО также предложил Кабинету Министров безотлагательно внести предложения по законодательному регулированию вопросов проведения миротворческой операции на территории Украины.

2 марта решение СНБО было введено в действие соответствующим указом Президента.

Также проект постановления об обращении в Совет безопасности ООН и Совет Европейского Союза о развертывании на территории страны международной операции по поддержке мира и безопасности был внесен Президентом в Верховную Раду.

17 марта этот проект был поддержан парламентариями.

«Верховная Рада постановляет: одобрить обращение от имени Украины в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций и Совет Европейского союза о развертывании на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности», – говорится в тексте решения Рады. Кроме того, парламент поддержал предложение Президента допустить на территорию страны иностранные войска для участия в международных учениях, что, помимо прочего, делает возможным проведение украинско-американских и украинско-польских военных учений уже в 2015 г.

Поддержка украинским парламентом президентской инициативы сделала возможным направление в Совет безопасности ООН и Совет Европейского Союза официального обращения по этому поводу.

Напомним, что в феврале Украиной в ООН и Совет ЕС было направлено предварительное обращение по вопросу направления в страну миротворцев, о чем сообщал министр иностранных дел Украины П. Климкин.

Тогда же представительство Украины при ООН в Нью-Йорке начало консультации по реализации решения СНБО.

Как сообщил тогда постоянный представитель Украины в ООН Ю. Сергеев, украинская сторона имеет «несколько аргументов в пользу того, что мы сможем продвигаться с этой инициативой в ООН». Ю. Сергеев заявил, что в целом в ООН понимают позицию, объявленную СНБОУ. «Все понимают позицию, которая была провозглашена СНБОУ. Все понимают, что Минские договоренности оказались под угрозой в связи с невыполнением и российской стороной, и подписантами из Луганска и Донецка. И поэтому, чтобы спасти весь минский процесс и помочь имплементировать эти договоренности, нужны сторонние усилия. Такими усилиями, и с нами согласны, могут быть международные миротворческие коллективные силы», – заявил он. Ю. Сергеев отметил, что решение России противодействовать данной инициативе будет неблагоприятным для нее. 

«Это сигнал Москве – остановиться, опомниться и вернуться к тому, о чем договаривались. Россия теряет к себе доверие. Здесь, в ООН, все понимают, что подпись России под документом стоит столько же, сколько бумага, на которой она ставится. Мы понимаем, что может быть блокировка. Но есть другие тактические шаги, как обойти право вето. Я не буду о них говорить, но они есть», – сказал Ю. Сергеев, уточнив, что Россия может быть признана стороной конфликта.

19 марта представительство Украины при ЕС сообщило об официальном обращении в Совет Европейского Союза с  просьбой рассмотреть возможность развертывания международной операции по поддержанию мира и стабильности.

«Представительство Украины при ЕС официально передало руководству евроинституций соответствующее обращение в Совет Европейского Союза с просьбой должным образом рассмотреть этот вопрос и начать консультации о начале операции ЕС в рамках общей политики безопасности и обороны», – отмечается в сообщении.

Как отметил представитель Украины при ЕС К. Елисеев, комментируя эту инициативу, операция под руководством ЕС позволит способствовать восстановлению мира и стабильности на востоке Украины путем создания надлежащих условий для успешной имплементации Минских договоренностей и поддержки деятельности специальной мониторинговой миссии ОБСЕ.

Впрочем, некоторые обозреватели указывают на сдержанную позицию многих европейских чиновников и политиков по вопросу введения миротворцев в Украину.

Так, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини считает, что первоочередная задача сегодня – имплементация достигнутых в Минске соглашений. Они предусматривают, что контролировать ситуацию в Украине должна ОБСЕ.

Председатель представительства Европейской комиссии в Украине Я.Томбинский отмечает отсутствие  четкой позиции Евросоюза и ООН по этому поводу. «По вопросу введения миротворцев в Украину еще нет четкой позиции в ЕС и ООН. Соответствующего решения не будет ни завтра, ни послезавтра. Не нужно тешить себя иллюзиями относительно быстрого решения, это долгосрочная перспектива», – подчеркивает он. Комментируя заявление украинского президента о возможности отправки на Восток полицейской миссии ЕС, Я. Томбинский заявил, что «такое решение должен принимать ЕС, а не ООН. Но что там будут делать полицейские? Там идут реальные боевые действия. В этом случае там нужны именно миротворцы ООН».

Идею отправки полицейских миротворцев на Восток Украины отвергает также еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства и расширения Й. Хан.

Пока не рассматривает вопрос отправки своих военнослужащих в Украину также Польша, хотя полностью и не исключает такой возможности в будущем.

Президент Польши Б. Коморовский заявил, что Варшава поддерживает идею миротворческой миссии ООН в Украине. Однако, «сложно представить, что было бы согласие всех стран-членов ЕС для организации миссии такого типа, когда там ведутся военные действия. Поэтому, безусловно, задачей номер один является реализация перемирия. Хотя бы даже ограниченного, но все-таки перемирия», – отмечает Б. Коморовский.

По заявлению главы польского МИДа Г. Схетыны, организация миротворческой миссии ЕС в Украине пока вряд ли возможна. Он подчеркивает, что условиями для отправки любой миротворческой миссии в Украину являются «фактическое окончание военного конфликта и мирные переговоры». «Должны перестать погибать люди, должна быть фактическая демаркационная линия, нужно вывести тяжелую военную технику – тогда можно говорить о миротворческой миссии», – заявляет глава польского внешнеполитического ведомства. Решение о миротворцах должно складываться из двух частей: «первая – это полное перемирие в Украине, вторая – решение Совета Безопасности ООН относительно отправки туда миротворческих сил», – считает министр.

О том, что предложение украинской стороны о миротворческой миссии в Донбассе будет рассмотрено Германией, недавно заявлял глава внешнеполитического ведомства страны Ф. Штайнмайер, однако, по сообщениям СМИ, представители фракций Бундестага скептически отнеслись к возможности отправки миротворцев в Украину.

«Европейский или международный миротворческий контингент имел бы смысл лишь в том случае, если с ним согласились бы обе стороны конфликта. Однако я этого на данный момент не вижу», – заявил внешнеполитический представитель фракции Социал-демократической партии в Бундестаге Н. Аннен. Похожую позицию занял уполномоченный немецкого правительства по вопросам сотрудничества с Россией Г. Эрлер, также член СДПГ. «Такую миссию воплотить трудно, ведь для этого нужно согласие России», – отметил он. Как подчеркивает Г. Эрлер, миссию под эгидой ЕС, которую считает оптимальным вариантом украинский Президент, не воспримет Россия, которая считает ЕС «заинтересованной стороной». Нереалистичной считает отправку миротворцев и представитель другой проправительственной фракции в немецком парламенте, христианский демократ Ф. Юнг. Он заявил, что «на данный момент о соблюдении минских соглашений должна позаботиться Россия», которая должна использовать свое влияние на сепаратистов на Востоке Украины и прекратить поставлять им вооружение. Представитель фракции «зеленых» в Бундестаге О. Нурипур также не верит в возможность отправки миротворцев в Украину. По его мнению, Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ является единственной миссией, которая может наблюдать за соблюдением режима прекращения огня. «Это единственная на данный момент организация, которая включает Россию, не давая Москве одновременно диктовать правила своей работы», – отмечает он.

В то же время некоторые немецкие политики положительно воспринимают идею украинской власти. Так, председатель комитета Бундестага по международным делам Н. Реттген считает предложение о размещении международных миротворческих сил «интересным». По его мнению, это означает выведение конфликта на международный уровень, который должен обеспечить новый уровень сотрудничества.

Поддерживает Украину в вопросе введения миротворческой миссии под мандатом ООН также Швеция. Об этом заявил П. Порошенко после встречи с главой правительства Швеции С. Левеном, который находился с визитом в Украине.

О необходимости усиления миссии ОБСЕ и активизации процесса привлечения миротворческой миссии для урегулирования ситуации на Донбассе заявил также президент Франции Ф. Олланд.

В целом, представители ЕС первоочередной задачей видят выполнение условий минских договоренностей, а не рассмотрение возможности введения в Украину миротворческого контингента. Такую же позицию занимает и российская сторона. «Минские соглашения предусматривают роль ОБСЕ. Об ООН или Европейском союзе в них ничего нет», – заявляет полномочный представитель РФ в ООН В. Чуркин, подчеркивая, что заявления о приглашении на Восток Украины миротворцев ставят под сомнение намерение властей Украины выполнять эти соглашения.

«Достигнуты минские договоренности 12 февраля. Согласно этим договоренностям в Донецкой и Луганской республиках будут создаваться свои милиции. Наблюдение за районом разъединения будет проводить ОБСЕ. Если тут же выдвигаются какие-то другие схемы, то возникает вопрос о том, собираются выполнять минские договоренности или нет», – отмечает постпред РФ при ООН.

По заявлению министра иностранных дел России С. Лаврова, идея о вводе миротворцев ООН для урегулирования конфликта в Донбассе «вбрасывается» Украиной якобы для затягивания реализации минских соглашений от 12 февраля. «Когда после достижения такой тяжелой, но комплексной договоренности, которая была подписана всеми, вбрасываются новые идеи, невольно возникают вопросы о том, насколько искренне были те, кто такие инициативы выдвигает», – отмечает С. Лавров, подчеркивая, что  в минских соглашениях не упоминается «какая-либо иная форма международного присутствия, кроме миссии ОБСЕ».

Председатель Комитета по международным делам Госдумы РФ А. Пушков заявляет, что без одобрения России отправка миротворцев в Украину невозможна. «Киев не сможет навязать ООН отправку миротворцев в Украину в обход России. Такие решения принимает СБ ООН. Без нашего согласия это невозможно», – считает он.

В том, что необходимости в миротворческих силах на Донбассе нет, уверены и представители самопровозглашенных республик.

«Что касается миротворцев, то здесь ситуация однозначна в каком плане. Мы способны сами обеспечить безопасность своих территорий, мы способны сами отвести войска. И нам для этого в качестве посредника достаточно ОБСЕ, которая просто посмотрит, как мы это делаем», – считает представитель так называемой «Луганской народной республики» на минских переговорах, зампред народного совета «ЛНР» В. Дейнего. «Миротворцы работают в той зоне, где обе стороны обратились с тем, чтобы пригласить посредников, если они сами не смогли справиться с ситуацией. Я думаю, у нас ситуация сейчас абсолютно под контролем. Какие-то шероховатости сейчас еще остаются. Но все это сглаживается. И в результате мы справимся с этой проблемой»,  –  считает В. Дейнего. «Это позиция и наша, и Донецка», – подчеркивает также он.

«Нам не нужны никакие дополнительные рычаги, которые будут каким-то образом способствовать установлению мира, – заявляет он. – До тех пор, пока мы сами этот мир не установим, никакие миротворцы не помогут». «Если есть необходимость в миротворцах, сначала надо установить мир, а потом, может быть, буферную зону», – говорит также В. Дейнего.

В свою очередь официальный представитель самопровозглашенной «ДНР» на переговорах Контактной группы Д. Пушилин заявляет, что решение о возможном установлении буферной зоны должно приниматься «по согласованию с представителями Республик».

Критически относятся к идее введения в Украину миротворческой миссии и многие украинские политики, причем как из провластного лагеря, так и представители оппозиции.

В частности, народный депутат от фракции ВО «Свобода» Ю. Левченко заявил, что не верит в перспективу привлечения миротворцев ООН на Донбасс. 

«Перспектива, что будут введены миротворцы, на самом деле нулевая, потому что для того, чтобы были введены миротворцы, нужно решение Совбеза ООН. Если решением Совбеза будет определено, что в состав миссии не войдут россияне, Россия ветирует его. То есть оно невозможно», – считает
Ю. Левченко.

Нецелесообразным обращение украинского Президента о введении миротворцев на Донбасс считает член фракции «Оппозиционный блок». Шуфрич. В своем заявлении депутат напоминает, что ранее его партия предлагала парламенту обратиться в ООН для введения миротворцев в Украину, однако эта инициатива была подвергнута «уничижительной критике со стороны власти и коалиции в парламенте». Вместе с тем, по его мнению, еще в конце января инициатива блока «была логична», потому что на тот момент минское перемирие не действовало и из-за обострения конфликта значительно увеличилось количество жертв. Сегодня же, «когда в Минске принята реальная карта выхода из кризиса, когда минские соглашения, наконец, прояснили статус Донбасса в составе Украины», решение Президента и СНБО о миротворцах выглядит нелогичным. В связи с этим Н. Шуфрич предлагает взять инициативу урегулирования конфликта на Донбассе парламенту. «Мы должны помочь исполнительной власти урегулировать этот конфликт. Не только потому, что у нас сейчас парламентско-президентская республика, а в первую очередь потому, что коллективные решения в этой ситуации будут боле взвешенные и ответственные чем решения одного человека», – отмечает депутат.

Отечественные журналисты и эксперты по-разному относятся к инициативе по введению на Донбасс миротворцев.

Политолог Т. Березовец напоминает, что и ранее высказывал сомнение, что привлечение миротворческого контингента способно разрешить ситуацию в краткосрочной перспективе. Главная проблема этой инициативы, по его мнению, заключается в том, что она означает неспособность государства обеспечить государственный суверенитет на своей территории. Важно также, кто выдает мандат на пребывание миротворцев. Политолог напоминает, что устав ООН предусматривает развертывание операций по поддержанию мира на основе мандатов Совета Безопасности ООН. «Выдаст ли такой мандат постоянный член СБ Российская Федерация? Ответ на этот вопрос дал т. н. «председатель Народного совета ДНР» А. Пургин. «Если нам и нужны миротворцы, то это миротворцы РФ. Но сейчас ОБСЕ выполняет контрольные функции. Это преждевременная мера», – отмечает он. «Поэтому вето России на решение СБ ООН весьма прогнозируемо», – считает Т. Березовец.

Кроме ООН, миротворческий мандат может выдать ОБСЕ. Но здесь, по мнению эксперта, «может возникнуть множество вопросов в свете эффективности работы существующей мониторинговой миссии ОБСЕ». Поэтому единственным реалистичным вариантом для Украины, эксперт называет полицейскую миссию Евросоюза. Но вопрос, согласиться ли на такой шаг ЕС, пока остается открытым.

Журналист издания «Український тиждень» Д. Казанский подчеркивает, что решение украинской власти правильное, но запоздалое: «Принимать его нужно было давно, вместо второго бесполезного Минска». «Если РФ теперь будет блокировать введение миротворческого контингента на Донбасс, это уже будет выглядеть откровенной апологией агрессии и даст в руки Украины дополнительные козыри», – считает журналист.

Главный редактор интернет-издания «Цензор.net» Ю. Бутусов напоминает, что ввод миротворческих войск в Югославию снизил эскалацию, но не привел к окончанию войны. «Гарнизоны миротворцев могут оборонять себя, могут ловить бандитов, могут сопровождать конвои. Но они не будут держать сотни километров фронта, и они не будут вести за нас войну. Россия будет продолжать поддержку войны против нас, она будет сохранять очаг напряженности. Потому что это единственное средство для Путина заставить нас признать оккупацию нашей земли в Крыму и на Донбассе, и снять с себя санкции», – заявляет он.

«Совершенно очевидно: в СБ ООН склоки начнутся уже на стадии принятия резолюции о создании миротворческой миссии», – прогнозирует эксперт  Центра военно-политических исследований Д. Тымчук. Россия, которая может заблокировать любое решение Совбеза ООН, будет настаивать на введении своих «миротворцев». Таким образом, для Украины желательна именно миссия Евросоюза без участия представителей РФ, – считает эксперт. «Плюс от подобного решения – надежда на «фиксацию» линии соприкосновения сторон и прекращение огня… Минус от возможной миротворческой миссии – гарантированное «замораживание» конфликта», – заключает он.

Политолог Ю. Палийчук считает миротворцев реальной силой, способной прекратить огонь на Востоке, тем более, что, по его мнению, все дипломатические инструменты, кроме введения миротворческого контингента, себя исчерпали. «Но здесь есть проблема. Россия будет настаивать на том, что миротворцы должны быть их. Понятно, что мы на это не согласимся, потому что это скрытая оккупация. Мы будем требовать, чтобы это были миротворцы из стран Запада. На что в ответ уже не согласится Москва. Если это будут страны-участники НАТО. И получается такой тупик. Привлечение нейтральных государств выглядит довольно проблематичным, так как вариантов очень мало», – отмечает политолог. «Можно было бы искать такой вот гибридный вариант, когда у нас может быть миротворческий контингент Беларуси, Казахстана и, условно говоря, Испании и Бельгии. Для нас это была бы идеальная конструкция, если бы такой вариант был возможен. Если такие миротворческие силы зайдут на линию разграничения, тогда действительно появится шанс на то, что боевые действия прекратятся. И дальше уже можно будет говорить о политическом и дипломатическом урегулировании», – заключает Ю. Палийчук.

Как заявляет содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова А. Мельник, чтобы ввести на Восток международные миротворческие силы, необходимо прекращение огня и согласие сторон. И только тогда в зону конфликта вводится миротворческий контингент, цель которого – демилитаризация и налаживание мирной жизни. «Да, это мог бы быть первый шаг к прекращению войны – контроль над тем участком границы, которая не контролируется со стороны Украины. Но учитывая то, что несколько месяцев отклонялось даже предложение относительно расширения полномочий специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на наблюдение по всей территории украино-российской границы как раз со стороны России, вероятность проведения подобной операции, даже если она будет инициирована ОБСЕ или Евросоюзом, крайне мала», – говорит эксперт, подчеркивая, что  даже введение международных миротворческих сил – не панацея от войны.

Таким образом, перспективы реализации инициативы украинской власти пока не вполне определенны и будут зависеть от множества факторов, в частности хода выполнения минских соглашений и итогов рассмотрения обращения Украины международными инстанциями. В связи с тем, что возможные варианты привлечения миротворцев к урегулированию ситуации на Востоке либо недостаточно выгодны Украине, либо практически нереализуемы, решение Президента и СНБО, помимо прочего, представляется некоторым обозревателям своеобразным инструментом влияния на западных партнеров Украины с целью получения согласия на поставки современного вооружения в страну. Поддержит ли Евросоюз план миротворческой миссии в Украине и как это отразится на дальнейшем развитии конфликта, может стать ясно уже в ближайшем будущем.