О. Ворошилов, канд. ист. наук, старш. науч. сотр. «СІАЗ» НБУВ

Украина – Запад: перспективы военного сотрудничества

 

В нынешних условиях фактически открытого военного вторжения РФ в Украину вопрос военного сотрудничества нашего государства с западными странами, а еще точнее – оказания Западом военно-технической помощи Украине – становится одним из приоритетных.

Именно на этом аспекте внешней политики неоднократно акцентировало внимание украинское руководство.

В частности, Председатель Верховной Рады А. Турчинов отмечал настоятельную необходимость для Украины активизировать переговоры на международной арене, «мобилизовать все дипломатические возможности», чтобы «вопросы военно-технической помощи нашей стране стали реалиями ближайших дней».

Со своей стороны Президент П. Порошенко констатировал, что, благодаря усилиям украинских представителей, мы вышли сейчас на максимально возможный уровень сотрудничества с Североатлантическим альянсом, который только может быть со страной – не членом НАТО.

Существенные ожидания относительно подвижек в данном вопросе связывались в Украине с саммитом НАТО, состоявшемся в Ньюпорте (Уэльс) 4 сентября, в ходе которого прошло заседание комиссии Украина –НАТО (в нем принимали участие Президент Украины и лидеры государств-членов). После завершения заседания Президент  П. Порошенко заявил, что достиг договоренности о военно-техническом сотрудничестве со странами-членами НАТО, в том числе о поставках нелетального и летального вооружения. Вместе с тем глава Украинского государства подчеркнул, что эта договоренность достигнута не с Альянсом в целом, а с конкретными странами-участницами НАТО (как пояснил в данной связи генсек Альянса А. Фог Расмуссен, такое решение должна принимать самостоятельно каждая страна-член НАТО). Правда, он не уточнил, с какими именно.

«Фактически каждая страна констатировала результат наших двусторонних консультаций относительно помощи Украине. В первую очередь, это касается помощи в военно-техническом сотрудничестве, причем, как нелетальном, так и летальном оружии, включая высокоточное оружие», – сказал П. Порошенко по итогам заседания комиссии Украина-НАТО в Ньюпорте.

Президент также заверил, что Украина будет углублять сотрудничество с НАТО в секторе обороны и безопасности посредством программы развития и наращивания потенциала, сосредотачиваясь на реформах Вооруженных сил Украины и других силовых структур.

Со своей стороны генеральный секретарь НАТО А. Фог Расмуссен заявил, что союзники окажут помощь Украине в размере 15 млн евро. Также Альянс подготовил пакет мер, предусматривающих помощь Киеву в различных сферах: кибербезопасности, логистике, специальных коммуникационных и командных программах. Страны НАТО будут помогать и раненым солдатам, а также окажут помощь в вопросе реформирования оборонной сферы Украины.

В целом же саммит НАТО принес Украине заверения в поддержке Альянса, шансы на двустороннюю военную помощь от стран-членов и содействие через специально созданные трастовые фонды, средства из которых пойдут на модернизацию армии и социальную поддержку воинов.

Кроме того, организация позволила своим странам-членам продавать Украине нелетальное вооружение.

Но, по мнению В. де ла Салла из Университета в Тренто, сейчас немногие захотят это делать. «Оружейные рынки и так растут, поэтому нет смысла злить Россию. Тем более прибыли от этого будут не так велики», – считает эксперт.

Наконец, чтобы подбодрить Киев, на саммите говорили о введении новых санкций против России. Президент Франции Ф. Олланд даже объявил, что отказался поставлять Москве уже почти достроенные вертолётоносцы серии «Мистраль». Хотя позже в Париже заявили, что контракт на сумму 1,6 млрд дол. пока только приостановлен, но не отменён окончательно.

В то же время, по мнению министра иностранных дел Украины П. Климкина, в НАТО отсутствует консенсус относительно предоставления военной помощи Украине. «НАТО готово помочь Украине. Вместе с тем нужно понимать, что там нет окончательного консенсуса как далеко Альянс может зайти в вопросе этой помощи», – подчеркнул П. Климкин. Он отметил, что работа идет. В частности, повышается уровень украинского войска, что бы оно могло взаимодействовать с Альянсом, идет военно-техническое сотрудничество и др. Но «НАТО не готово на сегодня с точки зрения внутреннего консенсуса помогать нам войсками на территории Украины», – сказал он.

Со своей стороны, как считает Дж. Форбриг, аналитик Фонда Маршалла в США, саммит НАТО в Уэльсе показал: Альянс пока не знает, что делать с Украиной, Ближним Востоком, да и с самим собой. Он, в частности, отмечает, что «после открытого вторжения России в Восточную Украину ...многие на Западе требуют оказать военную помощь украинской армии. Этот вопрос также обсуждался странами-членами НАТО, но только в кулуарах саммита в Уэльсе и без принятия каких-либо решений».

Эксперт прогнозирует, что любая военная или технологическая помощь Украине столкнётся с сопротивлением со стороны многих государств, не говоря уже об экономических санкциях против России: «Некоторые страны опасаются, что прямая военная помощь станет причиной новой эскалации конфликта в Украине и вторжения РФ. А главное, она может втянуть НАТО в военный конфликт с Москвой напрямую. Наконец, для отдельных стран, таких как Германия, для начала военных поставок необходимо одобрение парламента, а это длительный процесс с дебатами и голосованиями».

Впрочем, отмечает Дж. Форбриг, в случае продолжения российской агрессии позиция Альянса может измениться. И первым шагом помощи Украине может стать обмен разведывательной информацией.

В целом же, по его мнению, было наивно думать, что саммит в Уэльсе примет конкретные решения о любой военной помощи Украине. «Помощь вам (Украине. – Ред.) очень ограниченна. Надо понимать: на Западе вполне отдают себе отчёт, что вторжение уже произошло, причём началось оно чуть ли не с аннексии Крыма. Единственный реальный ответ Альянса оказался смехотворным: любое сотрудничество с Россией, в том числе в Совете Россия – НАТО, было остановлено. Всё остальное упирается в очевидный факт – Украина не является членом организации, и положения Североатлантического договора к ней не применяются. Даже полномасштабное вторжение России не изменит этого факта. Возможно, появятся новые санкции или помощь материалами, но непосредственного участия в конфликте не будет».

Впрочем, большинство украинских экспертов и политологов позитивно оценивают договоренности Президента П. Порошенко со странами-членами НАТО, достигнутые во время саммита Альянса в Уэльсе.

В частности, первым положительным пунктом стало признание странами НАТО агрессии со стороны России в отношении Украины, отмечает политолог, директор Агентства моделирования ситуаций В. Бала.

Это признание, добавил директор Института внешней политики Дипломатической академии Г. Перепелица, говорит о том, что такая формулировка ляжет в новую концепцию НАТО, которая будет принята после саммита в Уэльсе. «И в этой концепции будут прописаны кардинальные изменения политики НАТО. Во-первых, то, что российская агрессия является главной военной угрозой для всей международной безопасности в целом, и для евроатлантической безопасности в частности. Это означает, что НАТО изменит формат своих отношений с Россией со стратегического партнерства на стратегию регионального сдерживания агрессии РФ. ...Сменив свою функцию по поддержанию коллективной безопасности на оборонительные задачи, Альянс таким образом воспринимает Россию как вероятного противника», – отметил Г. Перепелица. Он добавил, что для воплощения в жизнь новой оборонной функции будет значительно усилена военная составляющая НАТО, будут увеличены военные бюджеты стран НАТО, будут построены военные базы НАТО, будет создан штаб и силы быстрого военного реагирования, в частности на территории Польши. «Это уже очень мощный заслон относительно таких агрессивных намерений России. И, соответственно, в такой ситуации НАТО будет рассматривать Украину не как партнера, а как форпост своих позиций на восточных границах. Следовательно, ключевым критерием станет военно-стратегическое значение положения Украины», – отметил Г. Перепелица.

Такое оборонное видение ситуации дает Украине больше шансов быть принятой в НАТО, отметил эксперт. «Это дает нам возможность снять существующие преграды. Говорят: у вас неправильно реформирована армия, у вас конфликт с Россией, аннексирована территория. Главным критерием будут не политические, как сейчас, а военно-стратегический критерий», – считает Г. Перепелица.

Вторым положительным сигналом для Украины стало невозражение НАТО по военно-технической помощи со стороны стран-членов Альянса, подчеркнул В. Бала. «Непосредственно само НАТО не будет этого делать, но как страны-участницы – оно не только не будет против, а, возможно, даже будет поощрять. И в этом смысле позитивный сигнал пойдет еще дальше, потому что ситуация будет развиваться так, что, кроме помощи в контексте усиления Вооруженных сил и в реформировании, еще будет реальная техника», – считает эксперт. Он отметил, что в первую очередь Украине нужны высокоточное оружие и то, «которое сможет сбивать самолеты», поскольку в России их очень много. «Их количество значительно превосходит даже самолеты Англии и Франции вместе взятые», – отмечает В. Бала.

Г. Перепелица в свою очередь отметил, что НАТО не будет оказывать Украине прямую военную помощь, пока она не станет союзником, однако дало странам-членам разрешение на оказание военной помощи Украине, степень которой страны будут определять на национальном уровне. Относительно обещанного оружия, Г. Перепелица отметил, что Украине в первую очередь нужно летальное. «Но я не думаю, что дадут высокоточное оружие страны НАТО. Тем более, что Германия уже предварительно отказалась оказывать помощь. Франция тоже явно не будет предоставлять такой помощи, поскольку они очень заинтересованы в сохранении лица Путина. Но такие страны, как Норвегия, Канада, Польша, Румыния ... Румыния уже согласилась предоставить такую помощь», – сказал Г. Перепелица.

В свою очередь политолог Т. Березовец назвал договоренности П. Порошенко с НАТО и странами-членами Альянса очень выгодными и беспрецедентными, «поскольку здесь заложены четыре траста (трастовые фонды, которые будут способствовать решению вопросов логистики, коммуникации, киберпреступности, социальной реабилитации раненых. – Ред.), которые будут наполнять союзники». «Второе – то, что будут созданы программы закупки оружия в таких странах как Канада, США, Литва и Польша, как минимум. ...Очевидно, что круг этих стран будет постоянно расширяться», – отметил Т. Березовец.

Впрочем, после ряда заявлений представителей украинских властей о том, что в ходе саммита НАТО в Уэльсе удалось договориться с рядом стран-членов Североатлантического альянса о прямых поставках вооружения, министр обороны США Ч. Хейгел опроверг данную информацию.

Также информацию о договоренностях по поставкам в Украину оружия опровергли Италия, Норвегия и Польша.

Следует отметить, что особые надежды в данном вопросе традиционно можно было возлагать на Польшу как государство, которое уже длительное время по сути исполняет роль «украинского эмиссара» в Европе.

Так, накануне саммита НАТО президент Польши Б. Коморовский признал вторжение РФ в Украине, выступил в поддержку усиления санкций против России и призвал предоставить Украине помощь в военно-технической сфере. «Мы считаем, что абсолютно необходима реакция целого западного мира в формуле НАТО и ЕС в двух сферах: остановки России посредством санкций и общая и всесторонняя поддержка для Украины, в том числе, в военно-технической сфере», – заявил Б. Коморовский.

Министр обороны этой страны Т. Семоняк также заявил об отсутствии каких-либо препятствий для продажи оружия Украине. Министр отметил, что украинская власть может свободно покупать оружие, поскольку не существует никакого запрета на его поставку, и Украина сама должна обратиться к Польше, если заинтересована в закупке какого-либо вооружения.

Однако 19 сентября новый премьер-министр Польши Е. Копач заявила, что Варшава не планирует вмешиваться в конфликт в Украине и не намерена поставлять Киеву вооружение. «Я считаю, что мы не должны становиться активным участником этого вооруженного конфликта. Польша должна вести себя как разумная женщина: главное – это наша безопасность, наша страна, наш дом и наши дети», – заявила Е. Копач. «Это не значит, что мы будем находиться в стороне от решений ЕС. Наоборот, если большая европейская семья решит помочь Украине, мы обязательно должны будем принять в этом участие», – добавила она.

Впрочем, о готовности помочь Украине заявила Австралия. В частности, в телефонном разговоре с Президентом Украины австралийский премьер Т. Эббот сообщил, что австралийское правительство готово выделить 1 млн долл. США на гуманитарную помощь для Украины через Международный комитет Красного Креста, а также рассмотрит возможность углубления военно-технического сотрудничества и, как первый этап, направит в Украину партию военного снаряжения и средств утепления. Также Австралия готова начать программы по обучению, тренировкам и оснащению украинских военнослужащих.

Еще одним важным событием в плане развития сотрудничества Украины с Западом в военной сфере стал рабочий визит Президента П. Порошенко в США 18 сентября, в ходе которого он прямо призвал оказать Украинскому государству военную помощь.

В частности, выступая в Конгрессе США, Президент П. Порошенко заявил, что цель Украины – не выиграть войну, но установить и поддерживать мир, для чего стране необходимо больше мировой политической поддержки и оружия.

Основной месседж выступления: помочь украинцам, так как сейчас в мире нет «крайней хаты». Угроза для НАТО более чем реальна, и ее можно остановить еще на украинской территории усилиями тех стран, которые обещали Украине помощь, когда та отказывалась от ядерного оружия. П. Порошенко подчеркнул, что Украине нужен статус страны-партнера. «Тысячи украинских солдат сейчас под обстрелами на передовой. Я прошу мир признать это и помочь им. Они требуют больше, чем политической поддержки. Им нужно военное оборудование – как вспомогательное, так и собственно оружие. Одеяла и приборы ночного видения – это важно. Но никто еще не выигрывал войны одеялами», – отметил П. Порошенко.

Отчасти призыв главы Украинского государства был услышан. В частности, Белый дом сообщил, что правительство США приняло решение о помощи украинским военнослужащим на сумму 116 млн дол. в виде оборудования и обучения в вопросе контроля границы. В числе оборудования, правительство США планирует, в частности, представить Украине бронежилеты, шлемы, транспорт, тепловизоры, приборы ночного видения, спецтехнику, рации, патрульные лодки, палатки, радары, обмундирование.

Президент Украины в связи с этим заявил, что договоренности с США не включают поставки тяжелых вооружений в страну, но Украина может получить это оружие из других стран. «Мы просили о серьезном увеличении нашего сотрудничества в области обороны и безопасности с Соединенными Штатами, и президент Обама сказал “да”. И у меня нет никакого разочарования в связи с этим», – сообщил украинский Президент, выступая в эфире телеканала CNN после встречи с американским лидером.

Он подчеркнул, что удовлетворен достигнутыми договоренностями. «Они не включают поставки смертоносного оружия из США, но у нас есть возможность получить его от других стран», – заявил П. Порошенко, отметив, что конфликт в стране невозможно решить только военным путем.

Кроме того, Палата представителей конгресса США приняла резолюцию в поддержку Украины. Данный документ призывает администрацию США и американских союзников к оказанию помощи Украине, в том числе военным снаряжением и разведданными, а также другой «нужной информацией».

Также конгрессмены работают над вторым, более значительным, документом по Украине – Актом по оказанию помощи Украине в сфере безопасности. Этот документ должен уполномочить президента США сотрудничать с правительством Украины в сфере оценки состояния системы безопасности страны, военной составляющей и предоставлении помощи для защиты украинского мирного населения от сепаратистов, поддерживаемых Россией.

Следует также отметить, что в Сенате США находится законопроект, которым предусматривается предоставление нашему государству 350 млн дол. на тяжелое вооружение. Данный законопроект слушался только в комитете Сената, когда он выйдет на голосование, неизвестно. Сами сенаторы и члены Конгресса на следующий день после встречи с П. Порошенко ушли на каникулы, чтобы принять участие в предвыборных кампаниях. «Но то, что такой законопроект зарегистрирован, это тоже очень важно, потому что это показывает, что и демократы, и республиканцы и в Сенате, и в Конгрессе поддерживают такую помощь Украине, и Обама может свободно принимать решения на эту тему, не боясь негативных последствий для себя в своей стране. А все инструменты оказать помощь Украине, в том числе оружием, у американского президента есть», – говорит корреспондент «Голоса Америки» Р. Петрычка.

В то же время президент США Б. Обама отказался предоставить Украине статус основного союзника США без членства в НАТО. При этом, как разъяснил П. Порошенко, Б. Обама сказал «нет», потому что между США и Украиной уже есть особый статус двустороннего сотрудничества. По словам Президента Украины, «уровень безопасности и обороны сотрудничества намного выше, чем просто статус крупного, не входящего в НАТО, союзника, например, Аргентины, и мы работаем в особом статусе стратегического партнера Соединенных Штатов в вопросах обороны и безопасности».

По убеждению украинских специалистов, особый статус военного партнера США не помешал бы Украине, но его отсутствие не является трагедией, зато скорее может считаться условностью.

Так, экс-министр иностранных дел Украины В. Огрызко подчеркнул, что такой шаг США был бы полезным и благоприятным в условиях взятого Украиной курса в НАТО, но «отказ от этого статуса не является трагическим и роковым». «В случае, если украинская сторона будет выполнять все то, что есть в годовых национальных программах сотрудничества с НАТО, то мы очень быстро подойдем к возможности подать заявку на членство», – заверил В. Огрызко.

Кроме того, он напомнил о Хартии о стратегическом партнерстве между Украиной и США, которая была подписана в декабре 2008 г. и которая существенно подняла уровень отношений между государствами, поскольку предполагает очень тесное сотрудничество во всех сферах, включая и политику безопасности. «К сожалению, там нет прямой ссылки на то, что в случае агрессии США предоставят нам прямую военную помощь, но степень других форм сотрудничества чрезвычайно высока», – сказал В. Огрызко. При этом, по его мнению, выполняя годовые программы с НАТО и наполняя реальной сотрудничеством Хартию с США, Украина будет получать в плане безопасности не менее, чем любая другая страна, которая имеет отдельный особый документ в сфере безопасности с США.

В. Огрызко также отметил, что в США просто побоялись предоставлять Украине спецстатус из-за России. По его мнению, Россию на Западе воспринимают как «обезьяну с ядерной гранатой». «Она является непрогнозируемой, неуправляемой и грозит всем остальным. С ней надо обращаться максимально осторожно для того, чтобы эту гранату как-то попытаться забрать, а потом, собственно, нейтрализовать и саму обезьяну. Этот процесс сложный и резкие движения могут обезьяну спровоцировать», – отметил экс-министр.

Экс-министра в мысли о небольшой значимости спецстатуса поддержал и директор Научного информационно-аналитического Центра НАТО А. Белоус. В частности, он назвал статус особого партнера США условностью, не стоящей большого внимания. «Внимание нужно обращать на конкретные дела. Например, мы уже видим, что США начали принимать решения о предоставлении помощи Украине», – подчеркнул он.

Одновременно научный директор Института евроатлантического сотрудничества А. Сушко отметил, что отказ в предоставлении Украине статуса военного партнера свидетельствует о чрезмерной осторожности Б. Обамы в политике. «По большому счету, это не фундаментальная вещь, которая решила бы все наши проблемы. Это был бы символический шаг, который бы поставил Украину в один ряд с другими союзниками США. Пока мы видим, что в администрации Обамы нет той степени доверия на длительную перспективу, ведь этот статус предоставляется на долгую перспективу», – пояснил эксперт.

Оценивая нынешний уровень украинско-американского сотрудничества в военной сфере, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» В. Фесенко отмечает, что «официально предоставленная помощь – только первый транш. Это сигнал России, что США поддерживает Украину. Понятно, что Обама будет действовать по-другому в случае возобновления военной агрессии России в Украине».

Тем не менее, добавляет политолог, в настоящее время Б. Обама не готов к предоставлению Украине военной помощи, и здесь сказывается «психологический комплекс президента США». «Дело в том, что когда Обама только стал президентом США, была совершена, на мой взгляд, колоссальная ошибка – ему авансом дали Нобелевскую премию мира, хотя он на тот момент ничего для дела мира не совершил. Но с тех пор он носит эту корону миротворца, наверное, даже во сне ее не снимает. Обама, по-видимому, считает, что если сейчас дать Украине оружие и статус главного союзника вне блока НАТО, то это приведет только к обострению кризиса. Более того, по его мнению, это может означать, что США будут втягиваться в данный конфликт, и завтра им придется воевать, а он воевать с Россией не хочет», – объясняет эксперт, добавляя, что Б. Обама устраняется и от разрешения многих других конфликтов на карте мира.

В то же время, отмечает В. Фесенко, Президент Украины, зная о разнице в позициях президента США и Конгресса, основной акцент во время визита в США сделал именно на Конгресс. А, как показывает история, в ряде случаев Конгрессу удается «додавить» президента США по некоторым спорным вопросам.

«Эмоциональное, яркое выступление президента Украины в Конгрессе – это воздействие на американский парламент и на американское общественное мнение. В ноябре в США выборы в Конгресс, и думаю, что в их результате могут быть усилены позиции тех политических сил, которые выступают за расширение и усиление помощи Украине, в том числе и военной. И мы знаем, что как раз в Сенате был принят законопроект о том, чтобы предоставить Украине военную помощь», – говорит В. Фесенко.

Также он акцентирует внимание на том, что «были подтверждены партнерские отношения между Украиной и США. Это тоже очень важно. Думаю, что нужно понимать: то, что хочет Украина, это вопрос времени и обстоятельств. Сенат США определил выделение 350 миллионов долларов Украине. Речь идет, фактически, о прямой помощи, не только финансовой, но и военно-технической. Хотя многие эксперты подозревают, что неофициально военная помощь может оказываться в разных формах и по разным каналам», – подчеркивает В. Фесенко.

Научный директор Института Евроатлантического сотрудничества А. Сушко считает, что визит Президента Украины П. Порошенко в Соединенные Штаты Америки можно считать «достаточно успешным, если не брать во внимание завышенные ожидания со стороны официального Киева по поводу статуса союзника».

«Со стороны Президента Порошенко была некоторая ошибка, что он публично в Конгрессе США попросил об этом статусе. Если бы он публично не заявлял об этом статусе, то сегодня этот аспект визита не выглядел бы как неудача: мол, мы просили, а нам отказали. Хотя в целом визит позитивный», – отмечает А. Сушко.

Он называет «беспрецедентным явлением» тот факт, что Сенат США поддержал «Закон о поддержке свободы в Украине», который предполагает выделение помощи на сумму в 350 млн дол.: «Это достаточно серьезный шаг со стороны Сената, который скрупулезно относится к увеличению расходов бюджета США».

Со своей стороны политолог С. Таран обращает внимание на то, что уже началось рассмотрение вопроса, связанного с предоставлением Украине военной помощи. В то же время он прогнозирует, что данный процесс будет длиться достаточно долго: «По сравнению с другими политиками, позиция Обамы довольно инертна. ...То есть плюс – это то, что мы уже имеем поддержку в США, которая уже транслируется в решениях Сената. В минусы же можно записать то, что эта поддержка будет трансформироваться в конкретные действия не так быстро, как этого бы хотелось украинской стороне».

В целом же большинство экспертов сходятся во мнении, что данный визит П. Порошенко продемонстрировал: в США есть поддержка Украины, а также – разные позиции относительно того, в чем должна выражаться помощь нам. Стало очевидно, что ключевую роль в принятии решения, давать ли нам оружие и какой статус предоставлять в отношениях с Вашингтоном, пока играет американский президент. Но в администрации – а особенно в Конгрессе – есть и другие взгляды, в том числе и совпадающие с интересами Украины.

С другой стороны, как пишет на страницах Forbes обозреватель М. Адоманис, Россия тратит на 80 млрд дол. больше на свою армию, чем Украина, и 350 млн от США в течение 2015 г. не остановят агрессию России и не спасут Киев.

Он отмечает, что в Конгрессе США появился соответствующий законопроект о предоставлении Украине летального оружия для защиты своей территории от российского вторжения. В частности, речь идет о передаче украинской армии противотанкового вооружения, амуниции для солдат, а также беспилотников-разведчиков, радаров для обнаружения артиллерии и систем наведения для нанесения ударов по вражеским ЗРК и защищенных средств связи. М. Адоманис считает, что у этого документа есть все шансы быть принятым в Конгрессе, поскольку все политические силы США солидарны в том, что В. Путина «надо остановить».

Однако, по мнению обозревателя, такая военная помощь Украине, скорее всего, является внутриполитической игрой перед американскими избирателями. Разница между расходами на вооружение Киева и Кремля огромная, и 350 млн дол. не изменят эту ситуацию.

В целом же на сегодняшний день ведущие страны НАТО решили не предоставлять никаких летальных вооружений ни Украине, ни России, чтобы не оказаться втянутыми в вооруженный конфликт.

Нет единства и в правительствах соседних с Украиной государств, которым потенциально угрожает российская агрессия (например, в Польше, см. выше).

Несмотря на это Президент П. Порошенко заявляет, что Украина получает всю необходимую поддержку от Европы и США, а смертельное оружие нам не нужно. «Я убежден, что и США, и ЕС делают очень много для нас. Я не встретил отказа, ни в Европе, ни в Штатах. Ни по экономическим, ни по финансовым, ни по консультационным, ни по оборонным вопросам», – отметил он. «Украина владеет и пулеметами, и скорострельными пушками, и системами “Град”, и ракетами, и всем необходимым, чтобы защитить свою страну. Не только владеет, но и умеет это производить», – подчеркнул П. Порошенко.

Кроме того, как заверяет бывший начальник Генштаба Украины, генерал-полковник в отставке А. Лопата, Вооруженные силы Украины всегда имели достаточное количество тяжелого оружия и техники. «Я не знаю, почему эта техника и оружие еще до сих пор не используются для нужд армии. Украина имела 11,5 тысячи орудий, которые никогда никому не продавались. Бронетанковой техники у нас всегда было 7,5 тысячи единиц», – утверждает А. Лопата. По его мнению, определенный дефицит вооружений может быть только в области штурмовой и истребительной авиации.

 

P.S. В настоящее время предприятия «Укроборонпрома» полностью загружены государственным заказом и работают в три смены.