Указ Президента о всенародном обсуждении изменений в Конституцию Украины в отзывах политиков и экспертов

О. Ворошилов, науч. сотр.
25 августа Президент В. Ющенко подписал указ о всенародном обсуждении конституционной реформы. До 1 декабря граждане Украины должны доработать президентский проект изменений в Конституцию, после чего, как утверждают в Секретариате Президента, может быть обьявлен референдум по народной инициативе.
О намерении подписать указ о всенародном обсуждении конституционной реформы В. Ющенко сообщил 24 августа во время своего выступления по случаю Дня Независимости. Президент выразил уверенность, что Верховная Рада «до сих пор не смогла, да и в дальнейшем не сможет» рассмотреть его проект изменений в Конституцию, внесенный в парламент еще 31 марта 2009 г. В связи с этим глава государства решил использовать «исключительное право народа определять конституционный строй» (ст. 5 Конституции Украины).
Президент еще раз напомнил, что выступает за отмену депутатской неприкосновенности, «которая унижает украинское общество», за сокращение депутатского корпуса, за жесткую отчетность парламентских партий перед избирателями и введение открытых партийных списков на выборах, увеличение ответственности регионов. «Я выступаю за сильную государственную власть с демократическим распределением полномочий, обязанностей и ответственности между всеми ветвями власти», – заявил В. Ющенко.
Следует отметить, что в указе главы государства нет поручения об организации Всеукраинского референдума по народной инициативе, однако в СП не исключают, что оно появится позже. «Возможно, такая идея возникнет, –заявила заместитель главы СП М. Ставнийчук. – Если, скажем, в ходе всенародного обсуждения будет выдвинута народная инициатива о проведении всеукраинского референдума, то, я думаю, Президент может это поддержать».
По ее словам, Президент В. Ющенко считает, что народ не может быть отстранен от процесса внесения изменений в Конституцию и новая редакция Основного закона не должна приниматься без всенародного обсуждения. «Президент Украины считает, что принятие Конституции – это в первую очередь дело народа. Поэтому он решил напрямую обратиться к украинскому народу, чтобы народ изучил, внимательно проанализировал предложения, с которьми выходит В. Ющенко относительно усовершенствования Основного закона, дал им свою оценку», – заявила М. Ставнийчук.
Заместитель главы Секретариата Президента И. Попов также не исключает, что необходимость проведения референдума относительно внесения изменений в Конституцию определится в ходе всенародного обсуждения. «Мы посмотрим – именно для этого проводится обсуждение целесообразно ли проводить референдум, есть ли в обществе консенсус или относительно целостного текста Конституции, или относительно текста с изменениями, или относительно основных положений. И по итогам этого обсуждения будет видно, нужно ли выходить на референдум».
По его словам, референдум может состояться одновременно с президентскими выборами, «он может состояться после выборов или не состояться вообще». «Но в любом случае нужно поднимать тему реформирования власти перед выборами», – отметил И. Попов.
Комментируя позицию Премьера Ю. Тимошенко относительно того, что менять Конституцию можно лишь тогда, когда в парламенте есть 300 голосов для этого, И. Попов отметил: «Возможно, у БЮТ есть свои предложения, пусть докажет народу во время кампании, что их предложения лучше». «Тогда мы сошьем совместный проект, и тогда все скажут – это соответствует общественным интересам, давайте его на референдум, на это будет 300 голосов, принимаем», – сказал он.
Также И. Попов считает, что если политические силы не найдут консенсуса по всему тексту Конституции, то они могут договориться изменить Основной закон, например, в части увеличения полномочий регионов. А возможно мы сойдемся на реформе избирательной системы или снятии депутатской неприкосновенности, я не исключаю, что неприкосновенность в сентябре уйдет», – сказал он.
Между тем без проведения референдума данная инициатива В. Ющенко не сможет ускорить конституционный процесс. «Всенародное обсуждение не имеет никаких юридических последствий. Это следует из самого термина – обсудили, и все», – заявил народный депутат Ю. Ключковский («Наша Украина – Народная самооборона»).
По убеждению еще одного народного депутата от НУ – НС (депутатская группа «За Украину») А. Парубия, данный шаг Президента является оптимальным и адекватным, так как изменения в Конституции 2004 г. привели к очень негативным последствиям для Украины, а теперь глава государства делает все для того, чтобы в Украине был принят наиболее гармоничный, оптимальный проект Конституции.
Комментируя президентский указ о всенародном обсуждении конституционных изменений, политик отметил, что этот указ не приведет в скором времени к изменениям в Конституцию, а, скорее, к большему общественному интересу к подобным вопросам и унифицированной позиции по ключевым положениям Основного закона. «Внесение изменений в Конституцию действительно является резонансной темой, и я никоим образом не считаю, что это может быть какая-то отбываловка или пиар накануне президентских выборов. В данном случае В. Ющенко демонстрирует другой подход, в отличие от БЮТ и ПР, которые готовили свои проекты Конституции подковерно, кулуарно и даже не считали необходимым сообщить обществу, какие изменения они планируют внести», – резюмировал А. Парубий.
В Верховной Раде представители различных политических сил (за исключением части НУ – НС) предложенную Президентом конституционную реформу подвергли резкой критике.  Так,  спикер  парламента В. Литвин назьвает инициативу В. Ющенко попыткой дать народу зрелища вместо хлеба – поправки не увеличат минимальную зарплату и пенсии. Кроме того, практика всенародного обсуждения для Украины нова и непонятна: это, по его словам, все равно, что провести всеукраинский соцопрос.
Глава ВР скептически оценивает перспективы проведения всенародного обсуждения конституционной реформы. Комментируя соответствующий указ главы государства, он сказал: «Возьму на себя смелость утверждать, что референдума не будет». По его словам, чтобы обьявить референдум, надо вьполнить ряд условий, в частности, создать инициативные группы, которые должны быть зарегистрированы, собрать 3 млн подписей граждан, при этом не менее чем по 100 тыс. подписей в двух третях областей. «Даже если вьполнить все эти условия и обьявить референдум, автоматически возникнет вопрос об откладывании референдумов, относительно которых уже были собраны подписи, в том числе по поводу вступления Украины в НАТО», – добавил спикер.
Он считает, что Президент изобрел новую форму – «всенародное обсуждение». «Но не понятно, какие правовые основания здесь действуют, –отметил В. Литвин. – Для меня вьход очевиден – это предвыборное мероприятие». «Я с трудом представляю себе, что мы получим на выходе, тем более, что какие-либо результаты опроса и какие-либо результаты вероятного референдума имплементировать можно исключительно через Верховную Раду. Но мы же с вами понимаем, что минимум до средины 2010 г. это нереально», –подчеркнул глава парламента.
В свою очередь заместитель Председателя Верховной Рады Н. Томенко уверен, что подписание Президентом Украины Указа «О вьнесении на всенародное обсуждение проекта закона Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины”» свидетельствует о начале активного участия главы государства в президентской избирательной кампании. «Если бы целью этого указа действительно было бы проведение серьезного профессионального обсуждения новой редакции Конституции с целью ее принятия, то вполне очевидно, что его нужно было бы издавать не во время президентской избирательной кампании», – считает Н. Томенко. Он отметил, что обсуждение проекта Основного закона страны во время президентской избирательной кампании не приведет к соответствующим профессиональньм последствиям и будет элементом политической дискуссии.
Лидер Партии регионов В. Янукович высказал мнение, что конституционные инициативы Президента В. Ющенко являются технологией привлечения внимания к нынешнему главе государства. «Обычным людям непонятно, какова же была цель этого документа. Мы видим, что начинается президентская кампания, и это одна из тех технологий, которая дает возможность Президенту обратить на себя внимание», – констатировал лидер Партии регионов.
«Президент Ющенко, прежде всего, должен сам себе дать ответ, зачем он инициировал изменения в Конституцию... Если бы у Президента Ющенко на сегодняшний день был кредит доверия более чем 50 % населения Украины, к которому он обращается для обсуждения своего проекта Конституции, это было бы понятно. Серьезно к этому документу относиться, конечно же, нельзя», – добавил он. Также В. Янукович выразил убеждение, «что практического смысла никакого от этого не будет».
Скептически действенность данной инициативы Президента оценивают и коммунисты. «He думаю, что у проекта Конституции Президента есть хоть какое-то реальное будущее, и не верю, что возможно какое-то серьезное обсуждение этого проекта. Скорее, это один из отчаянных пиар-ходов избирательной кампании В. Ющенко с тем, чтобы лишний раз напомнить о себе», – такое мнение выразил народный депутат Украины от фракции КПУ А. Голуб относительно президентского указа о всенародном обсуждении конституционных изменений. «Это полумифическая, а если сказать грубо, –бредовая идея Президента, и совершенно очевидно, чтобы ее реализовать, у него сегодня нет ни поддержки в обществе, ни поддержки в Верховной Раде, ни поддержки среди политических сил», – добавил политик. По его словам, серьезно относиться к подобной инициативе нельзя. А. Голуб выразил уверенность, что «сам Президент Ющенко, и те политические силы, которые он представляет сегодня, сходят с политической сцены и какого-либо будущего ни они, ни их проекты уже не имеют».
В то же время он отметил, что проект Конституции В. Ющенко фактически ставит перед собой цель концентрации власти в руках одного человека, или конкретного клана, который привел человека к власти. «Если Украина стремится стать европейским, цивилизованньм, демократическим государством, то подобный проект неприемлем», –  резюмировал нардеп.
А первый секретарь Крымского республиканского комитета Коммунистической партии Украины, народный депутат Л. Грач расценивает заявление Президента В. Ющенко об инициировании всенародного обсуждения внесения изменений в Конституцию Украины началом конституционного переворота в стране. «Этот конституционный переворот в Украине в День Независимости возглавил, а точнее – обьявил не кто иной, как сам гарант Конституции – В. Ющенко», – цитирует Л. Грача пресс-служба нардепа.
По его мнению, заявляя о референдуме, В. Ющенко игнорирует Конституцию и Верховную Раду Украины, так как намерен через собственный указ предложить народу обсудить новый президентский вариант Конституции. Л. Грач отметил, что «указное право» давно не действует, поэтому и расценивает подобное заявление как «начало конституционного переворота». Он считает, что этот проект Конституции нацелен на укрепление авторитарной власти, т. е. В. Ющенко намерен парламентско-президентскую республику превратить в президентско-парламентскую. При этом, отмечает Л. Грач, права Верховной Рады будут существенно урезаны и «парламентская ветвь власти превратится в формальный придаток к институту Президента».
Свое отношение к указу Президента В. Ющенко высказали и отечественные эксперты.
Так, директор Киевского института глобальных стратегий В. Карасев
считает, что Конституция от В. Ющенко – политический, а не правовой проект. «Это и то, с чем можно идти на выборы, и оправдание перед избирателями, что нынешняя несовершенная политическая система не дала ему шанса проявить себя за пять лет у власти».
В то же время политолог отмечает, что, инициируя всенародное обсуждение предложенных им изменений в Конституцию, Президент преследует несколько целей. «Речь идет не об одной, а о нескольких целях, которые Президент выставляет на осенний, предвыборный, кризисный политический сезон. Первая цель достаточно очевидна и связана с тем, что Президенту необходимо программное лидерство. Речь идет о том, кто будет формировать политическую повестку дня достаточно сложного политического периода. Проблема конституционного устройства – это то, что может задать темп, ритм, тональность всей политической кампании, которая будет совпадать с избирательной, переориентируя внимание людей на проблемы государственного устройства, а не на скандалы и другие, вьевшиеся формы политического процесса в Украине», –  отметил В. Карасев.
Второй момент, по его словам, состоит в том, что конституционные инициативы Президента «обращены поверх» правящего политического класса, парламентско-партийных элит, у которых есть достаточно голосов в парламенте, чтобы самим формировать свои «конституционные пакты». «Президент обращается напрямую к людям, к общественности, к тем, кто, разочарован качеством парламентских элит, минуя традиционные, сейчас закупоренные каналы парламентского представительства», – сказал эксперт.
«Третья цель – смоделировать президентские выборы, как выборы институциональные, как выборы конституционного устройства, а не как критику Президента за мнимую неэффективность ньнешнего политического режима. Таким образом, выборы превратятся не в выборы персон, а в выборы модели государства», – отметил политолог.
По его мнению, расчет В. Ющенко в том, что президентская
конституционная активность, лидерство в моделировании политической
повестки дня поможет действующему Президенту поднять свой рейтинг,
реально претендовать на выход во второй тур президентских выборов.
Директор Института им. Горшенина К. Бондаренко также считает, что для Президента В. Ющенко вынесение его проекта Конституции на всенародное обсуждение – это просто-напросто избирательная технология. «Я думаю, что будет большой глупостью для других кандидатов каким-то образом реагировать на инициативу Президента. Чем больше они будут реагировать на нее, тем больше будут повышать рейтинг самого Президента. На самом деле лучше для политиков в этой ситуации было бы полностью не замечать Президента, то есть говорить на другие темы, а не на темы, которые задает Президент», – отметил К. Бондаренко.
Данное мнение разделяют и другие эксперты. В частности, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента В. Фесенко считает, что обсуждение изменений в Конституцию, предложенных Президентом В. Ющенко, «пока что будет играть роль предвыборной технологии самого Президента, будет выглядеть как попытка создать образ В. Ющенко как политика, который стремится установить политическую стабильность, навести конституционный порядок и т. д.».
«Но, как и со многими другими своими инициативами, В. Ющенко “засиделся на старте” – с момента обнародования его проекта Конституции до начала всенародного обсуждения прошло уже почти полгода, а политическая повестка дня уже значительно изменилась», – отметил В. Фесенко.
По его мнению, эффективность политтехнологии, которую пытается использовать Президент, невысока. «По данным соцопросов, конституционные проблемы для рядовых граждан даже не второстепенные, а третьестепенные. Тема изменений в Конституцию во время избирательной кампании в целом задействована будет, многие политики представят конституционное реформирование как инструмент политической стабилизации, но эта тема в политической повестке дня главной явно не станет», – считает политолог.
В свою очередь народный депутат И. Богословская вообще предлагает на два года наложить мораторий на все инициативы, связанные с изменением Конституции Украины. «Конституцию меняют и обсуждают с 2000 г., хотя Основной закон нужно просто выполнять, – прокомментировала И. Богословская подписание Президентом указа о проведении общенационального обсуждения проекта изменений Конституции. – Сейчас народ интересует не Конституция, а национальное производство, уровень  их доходов, своевременная вьплата пенсий, другие насущные проблемы... Поэтому я предлагаю на время забыть о Конституции и сосредоточиться на экономических, образовательных реформах», – добавила она.
Необходимо также отметить, и на это обращают внимание многие обозреватели СМИ, что нынешний указ Президента В. Ющенко оказался очень похож на указ Президента Л. Кучмы от 6 марта 2003 г. Совпадает структура документов и формулировки ключевых пунктов; отличаются лишь органы власти, которьм поручено контролировать ход всенародного обсуждения, – эти функции перешли от Минюста к Национальному институту стратегических исследований (НИСИ). Кроме того, в указе от 2009 г. отсутствует пункт о финансировании мероприятий, в частности социологических опросов (в 2003 г. финансирование поручалось Кабинету Министров). Впрочем, для проведения всенародного обсуждения нужны небольшие средства, которые СП и НИСИ смогут найти самостоятельно. К примеру, для исследования социологического среза достаточно провести одну волну опроса силами нескольких социологических фирм, считает глава Фонда «Демократические инициативы» И. Бекешкина. «Если брать небольшое количество вопросов, то опрос каждой социологической компании будет стоить порядка 12–14 тыс. долл.», – проинформировала она.
В целом же многие и политики, и эксперты сходятся во мнении, что в желании Президента вынести свой вариант Конституции на всенародное обсуждение ничего экстраординарного нет. Это формальная демократическая процедура, обычная для цивилизованных стран. (Другое дело, что в украинском законодательном поле такой процедуры, как «всенародное обсуждение», нет, оно никак не регламентировано и ни к чему никого не обязывает). Определенное недоумение у них вызывает то, что Президент предпочел провести референдум не год-два назад, когда у него была для этого поддержка в Верховной Раде, а решил сделать это за полгода до окончания собственных полномочий. Отмечается также, что проект Конституции, на обсуждении которого настаивает глава государства, ни единого раза не выносился на суд юристов, ученых и экспертов-конституционалистов